Заместитель генерального директора, директор по направлению «Нормативное регулирование» организации «Цифровая экономика» Дмитрий Тер-Степанов отмечает, что законопроект-спутник не меняет общее регулирование. Его задача – дать возможность на период и территорию действия ЭПР приостановить (не везде) применение некоторых норм закона, которые выступают в качестве «барьеров» для апробации технологий. При этом действие ЭПР при выявлении скрытых рисков можно либо оперативно прекратить, либо изменить его параметры.
По завершению «цифровой песочницы» ее участники подготавливают детальный отчет. Документ впоследствии служит основанием для принятия заключения: стоит ли изменять правовое регулирование в масштабах всей страны, для повсеместного использования инновации, или же необходимо повременить.
Первые проекты ЭПР одобрены Правительством Российской Федерации в марте 2022 года. Речь идет об использовании крупногабаритного беспилотного воздушного транспорта и беспилотных автомобилей.
Как «Яндекс» пилотирует «цифровые песочницы»
Так, 17 марта заработала программа ЭПР по тестированию автомобилей с технологиями автономного вождения. По словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, самоуправляемые автомобили уже ко времени завершения ЭПР (в 2025 году) могут стать «органичной частью городской инфраструктуры».
Территория действия «цифровой песочницы» – район Москвы Ясенево, Иннополис, центр «Сколково» и «Сириус» в Краснодарском крае. Участие в «цифровой песочнице» может принять от 10 до 1 тысячи беспилотников. Однако количество самоуправляемых автомобилей на дорогах общего пользования зависит от спроса. А он достаточно высок: уже 10 тысяч человек зарегистрировались в приложении «Яндекс.Go» в качестве пассажиров роботакси. Стоимость поездки для них будет обычной, а вот места высадки пассажиров строго привязаны к остановочным пунктам общественного транспорта, пояснили cdo2day.ru в «Яндексе». В компании добавили, что подробности по эксплуатации машин с автопилотом станут известны позже, после вступления постановления в силу.