– Сергей Юрьевич, вы упомянули два направления, о которых хотелось бы узнать подробнее. Первое – это лекарства. Ozon, насколько я знаю, был инициатором экспериментального правового режима (ЭПР), который бы позволил осваивать новые сегменты рынка. Есть ли на этом направлении какие-то подвижки? Ожидаются ли какие-то пилотные проекты?
– Мы рассчитываем на то, что экспериментальный правовой режим по дистанционной продаже рецептурных лекарств будет запущен в ряде регионов в сентябре 2022 года. Законопроект, снимающий все нормативные ограничения для запуска, был согласован всеми заинтересованными ведомствами и будет внесен в Госдуму в весеннюю сессию. Параллельно на площадке Минэкономразвития ведется работа над программой ЭПР.
На сегодняшний момент Ozon выглядит наиболее готовым к запуску – уже сейчас мы технически готовы к запуску в коммерческом сегменте Москвы (рецепты, выписанные рядом частных клиник) и полностью – в Белгородской и Московской областях. Также компания выступает за допуск к эксперименту маркетплейсов, и за постепенное расширение списка регионов.
Мы надеемся, что решение будет скоро принято, и текущая ситуация, которая мотивирует органы власти принимать быстрые решения, будет достаточным стимулом. Это одно из тех решений, которое без мер прямой или косвенной финансовой поддержки поможет обеспечить улучшение эффективности экономической модели таких компаний, как мы.
– Второе направление, о котором вы сказали, – финансовое. В 2018 году появился сервис кредитования малого и среднего бизнеса. Какие проекты, какие направления сейчас по этой теме развиваются?
– Мы создали собственный банк. За последнее время это единственный случай, когда ЦБ выдал лицензию новому банку. Мы привлекли с рынка специалистов в банковской сфере, которые умеют обеспечивать не только создание банковского сервиса, но и его функционирование. Мало создать банк, надо, чтобы он был работоспособным и удобным для наших клиентов и для нас. Что значит банк внутри Ozon? Это значит, что вы и как покупатель, и как продавец, можете быстро осуществлять платежи и получать доступ к кредитным ресурсам. Это помогает продавцам быстрее реализовывать свой товар, быстрее получать деньги на счет. Для этого должна быть собственная система работы с платежами. Поскольку e-commerce в 100% случаев работает с безналичными платежами, то потребность в такой системе очень велика.
– Какие еще ниши тестирует Ozon?
– В начале ноября 2021 года Ozon стал первым маркетплейсом, кто запустил проект по продаже технических средств реабилитации (ТСР) с использованием электронных сертификатов Фонда социального страхования. Ozon стал первым крупным федеральным участником проекта.
Сертификат работает как банковская карта и позволяет мгновенно оплатить выбранный товар, если он соответствует предписаниям медико-социальной экспертизы. Суть сертификата – это электронная запись в реестре, которая привязана к номеру карты «Мир», выпущенной любым банком страны. Первым банком в данном проекте стал «Русский Стандарт».
Сейчас на площадке Ozon можно приобрести любое из 900 средств технической реабилитации. Ассортимент будет постоянно расширяться.
Производителям таких товаров Ozon предлагает полную инфраструктуру маркетплейса: витрину для продажи товаров, возможности для их хранения, логистику, инструменты продвижения и управления бизнесом.
– Как вы оцениваете общий уровень цифровизации ретейла в России? Какие проблемы нужно решить в данный момент? Какие решения вы ждете от исполнительной и законодательной власти?
– Уровень цифровизации в России очень высокий. Мы не смогли бы так расти, ежегодно удваиваясь по всем показателям, если бы не были эффективной цифровой платформой. Отличие от других стран состоит в масштабах операций, в объеме данных, которыми оперируют мировые лидеры отрасли. Мы сопоставимы с ними. Но для того, чтобы работать с большим объемом данных, нам нужны дополнительные мощности – это софт, «железо» и, конечно, сотрудники.
Здесь я подхожу к ответу на ваш вопрос о том, что нам мешает. В структуре издержек одно из главных мест занимают затраты на ИТ-персонал. На них нельзя экономить. Но в настоящее время в этой стоимости оплаты труда ключевого персонала мы сильно проигрываем глобальным рынкам.
Те решения, которые приняты государством, очень важны: это существенные льготы для IТ-компаний – освобождение от налога на прибыль, льготная ставка по единому социальному налогу и, естественно, НДФЛ. А освобождение от призыва на военную службу для молодых ребят-айтишников – не менее важная льгота, чем сокращение нагрузки на заработную плату.
Но это льготы только для ИТ-специалистов, только для блока «Ozon. Технологии». Это дикость, что мы, чтобы снизить налоговую нагрузку, должны выделять в отдельное юрлицо структуру, которая обеспечивает функционирование всей платформы. Инвестиции в персонал были бы существенно более эффективными, если бы вся компания воспринималась как компания ИТ-отрасли. Китай и США рассматривают Amazon, Aliexpress как ИТ-компании. Для них действует специальный режим, а также разного рода административные процедуры, связанные с ведением бизнеса. В XXI веке невозможно не рассматривать маркетплейс как ИТ-компанию.
– Вы каким-то образом влияете на ситуацию? Участвуете в рабочих группах по разработке нормативных инициатив?
– Да, у нас очень сильная компетенция в плане анализа законодательных инициатив. И я бы хотел сказать слова поддержки и благодарности в адрес Министерства цифрового развития. Они вышли с предложением распространить все льготы для ИТ-компаний на маркетплейсы. Потому что маркетплейсы являются именно ИТ-компаниями.
– Какие ИТ-специалисты сейчас самые востребованные в e-commerce в целом и в Ozon?
– Ozon – очень крупный продукт, и нам нужны ИТ-специалисты самой разной направленности. Нам нужны разработчики, тестировщики-автоматизаторы, инженеры эксплуатации, мониторинга, дата-инженеры и дата-саентисты, аналитики, продакт-менеджеры и так далее. Словом, все, кто имеют отношение к разработке высоконагруженного ИТ-продукта.