Page ID: 84366
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Практика

В гонке за автопилотом: лидируют грузовики

Фото: НПО «Старлайн»

Беспилотное такси в России уже в 2022 году может получить новые возможности для тестирования. Первой компанией, предоставляющей услуги роботакси в экспериментальном правовом режиме, станет «Яндекс». Одновременно в России продолжает развиваться сфера автономных грузоперевозок, заметнее всего – на промышленных площадках.

Автопилоты налегке

Объем продаж машин с технологиями автономного вождения в 2020 году в мире достиг $23,3 млрд, а к 2026 году вырастет до $64,8 млрд. Такие прогнозы приводит Facts and Factors. В штучном выражении в 2021 году продано 20,3 млн единиц беспилотных автомобилей, а к 2030 году продажи достигнут 62,4 млн единиц, отмечается в отчете MarketsandMarkets. Лидерами на мировом рынке аналитики MarketsandMarkets называют General Motors, Ford, Daimler, Volkswagen, Toyota и Waymo.

140 компаний
в мире, по данным CB Insights, разрабатывают технологии автономного вождения

Что касается России, то крупнейшие игроки в сфере беспилотных технологий для легкового транспорта – «Яндекс», «Сбер» и НПО «СтарЛайн».

Так, «Яндекс» развивает направление автономного транспорта с 2017 года. С сентября 2020 года направление было выделено в отдельную компанию Yandex Self-Driving Group. Известно, что в 2019 году компания инвестировала в беспилотные технологии 1,5 млрд рублей, а за все время, по оценкам The Bell, – более $200 млн.

Объем мировых инвестиций в автономный транспорт

Источник: Alixpartners/FT

В 2021 году вступил в силу закон об экспериментальных правовых режимах. Это, как рассказали в «Яндексе», – важный шаг для развития беспилотной индустрии в России.

ЭПР даст зеленый свет беспилотным такси в России

26 ноября 2018 года Правительство РФ утвердило Постановление «О проведении эксперимента по эксплуатации на автодорогах высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС)». Документом предусматривается использование с 1 декабря 2018 года до 1 марта 2022 года беспилотников на улицах Москвы и в Иннополисе. Обязательное условие для участия в эксперименте – пребывание инженеров-операторов в салоне. При этом в марте 2020 года правительство расширило перечень территорий для такого тестирования.

В июне 2021 года вступил в силу закон об экспериментальных правовых режимах, согласно которому возможно испытание различных новых технологий. Он касается семи проектов в области цифровых инноваций. Среди них – проект «Яндекса» по наземным беспилотникам.

Сейчас для вступления в силу ЭПР именно для беспилотного транспорта необходимо, чтобы правительство подписало отдельное постановление.

Новый ЭПР распространяется на Москву. Согласно документу, единственным субъектом нового ЭПР выступает «Яндекс.Испытания». В обязанности компании входит передача в государственные информационные системы сведений о поездках беспилотных такси в Москве, контроль водителей-испытателей перед рейсом и т. д.

Согласно ЭПР, в испытаниях могут принять от 10 до 1000 беспилотников. Точное количество транспорта будет зависеть от спроса, объяснили в «Яндексе». К примеру, сейчас по Москве курсирует более 100 автомобилей компании с автопилотом. В зоне тестирования - около 130 столичных улиц. В рамках же ЭПР роботакси будут курсировать по району Ясенево. Для пользования сервисом необходима предварительная регистрация на тестирование в приложении «Яндекс.Go». Заявки уже оставили 10 тысяч человек. Стоимость поездки будет аналогичной вызову обычного такси, а вот места высадки пассажиров строго привязаны к остановкам общественного транспорта.

Новый ЭПР охватит, помимо Москвы, казанский Иннополис, инновационный центр «Сколково» и «Сириус» в Краснодарском крае. И если в столице в автомобиле пока будет находиться инженер-испытатель, то в Иннополисе и Сколково компания получит возможность испытывать автомобили в полностью беспилотном режиме. В Иннополисе сервис роботакси работает уже больше трех лет. Сейчас за рулем никого нет, но законодательство требует, чтобы инженер-испытатель все же находится в салоне во время поездок. В рамках ЭПР за пассажирами смогут начать приезжать совсем пустые автомобили.

Федеральный закон «Об экспериментальных правовых режимах» был подписан Президентом РФ В.В. Путиным в июле 2020 года. Согласно принятому закону при установлении каждого режима требуется заключение организации предпринимательского сообщества по вопросам ЭПР: с октября 2020 года распоряжением Правительства РФ данным статусом наделена АНО «Цифровая экономика».

«Тестирование, согласно ЭПР, будет разбито на два этапа. На первом движение такси с автопилотом будут контролировать инженеры-водители в салоне, а на втором – один диспетчер удаленно будет отслеживать работу сразу нескольких автомобилей одновременно. Присутствие страхующего водителя не потребуется. Благодаря предсказуемости поведения ВАТС повысится безопасность дорожного движения, в итоге – сократится количество ДТП».

Анатолий Дюбанов, директор департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития

Для разработчиков принятие нового ЭПР – это возможность тестировать технологию в более прогрессивных сценариях, начинать применять ее в сервисах и собирать обратную связь от пользователей, объяснили в пресс-службе «Яндекса». «Кроме того, для регуляторов – это необходимый опыт использования технологии на практике, который поможет в дальнейшей разработке федерального законодательства. Сейчас наша программа испытаний в рамках ЭПР находится на финальной стадии согласования. Запуск беспилотного такси в Москве станет возможен после вступления в силу соответствующего постановления», – рассказали в «Яндексе».

Примечательно, что в 2021 году «Яндекс» разработал один из главных компонентов самоуправляемого автомобиля – лидар (лазерный радар, обеспечивающий замер расстояния от автомобиля до препятствий) и оборудовал новыми сенсорами все беспилотники четвертого поколения.

«Собственный лидар – это сенсор, максимально подходящий для решения задач именно беспилотной технологии. Компании, производящие только лидары, все же стараются делать максимально универсальные сенсоры, и не всегда их параметры идеально подходят для беспилотников. Кроме того, собственный сенсор позволяет получить больше информации благодаря доступу к «сырым» данным. И, что не менее важно, предоставляет большие возможности для оптимизации стоимости сенсора», – объяснили в «Яндексе».

На конец 2021 года флот беспилотников «Яндекса» насчитывает 170 автомобилей, а их суммарный пробег по дорогам России, США и Израиля превышает 17 млн км.

Первое российское роботакси тестируется с 2018 года

В августе 2018 года «Яндекс» первым в Европе запустил сервис роботакси. Услуга доступна в казанском Иннополисе, достаточно вызвать машину через приложение. Услугами беспилотного автомобиля воспользовались уже 26 тысяч раз. При этом в компании заявляли, что Москва – основная тестовая зона. В столице не только разнообразная погода, выраженные сезоны года, но и достаточно много скоростных магистралей, загруженных сложных перекрестков.

Также в Москве тестирует беспилотники компания «СберАвтоТех». Первые 10 самоуправляемых автомобилей проходят испытания с декабря 2020 года. В соответствии с российскими законами, за работой автономного транспорта в салоне обязательно следит опытный инженер-водитель, готовый в нештатных ситуациях взять управление машиной на себя.

Сейчас флот беспилотников в Москве компания расширила. «Подробности мы сообщим позже», – прокомментировали в пресс-службе компании.

Кроме того, на Петербургском международном экономическом форуме в 2021 году «Сбер» представил прототип беспилотного электромобиля Flip. В нем размещается до шести человек, им доступны виртуальный ассистент и сервисы из экосистемы «Сбера». Машина может перевозить людей и грузы. Сейчас транспорт тестируется на закрытых площадках, так как в нем нет традиционных элементов управления – руля и педалей.

«Как личный транспорт он ждет вас у подъезда, отвозит точно по нужному адресу, нет ни пересадок, ни долгого ожидания на остановке, ни проблемы «последней мили». Но как общественный транспорт он вместителен, позволяет сокращать число автомобилей на дорогах. Пользователь может сам решать, хочет ли он ехать в одиночестве, пользуясь Flip как приватным пространством, или готов разделить поездку с попутчиками», – рассказали в пресс-службе «СберАвтоТеха».

26-е место
занимает Россия по готовности использования автономного транспорта в Индексе KPMG

Тестируют беспилотники и в Санкт-Петербурге. Так, НПО «СтарЛайн» на регулярной основе испытывает автопилот на городских перекрестках. Самоуправляемые автомобили оснащены оборудованием  от партнеров. Однако программное обеспечение — собственной разработки. «Тестирование на дорогах города позволяет отладить и усовершенствовать алгоритмы беспилотного автомобиля в реальной дорожной обстановке. Это помогает сделать беспилотник надежным и безопасным транспортным средством. Сегодня в проекте «Беспилотный автомобиль StarLine» мы активно готовимся к началу тестирований без присутствия инженеров в салоне автомобиля, работаем над телеметрией и системой предупреждения о маневрах», – отметили в НПО «СтарЛайн».

В компании не уточнили стоимость инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, отметив, что «речь идет о сотнях миллионов рублей». Команда инженеров НПО «СтарЛайн» занимается разработкой собственной программно-аппаратной платформы. С ее помощью автомобиль может перемещаться по городу без присутствия водителя за рулем.

800 тысяч
рублей
средняя цена установки беспилотной системы, по оценкам Cognitive Pilot

Кроме того, компания создает универсальную платформу, которая позволит интегрировать элементы беспилотного автомобиля почти в любое современное транспортное средство.

«Стоимость только дооборудования обычного автомобиля в беспилотный составляет примерно 1–2 стоимости самой машины. Отметим, что в мире беспилотные автомобили представлены только в виде тестовых образцов. Разработчики сейчас трудятся над удешевлением сенсорных датчиков, которые пока крайне дороги. С массовым внедрением стоимость самоуправляемых машин значительно снизится за счет эффекта масштаба».

Татьяна Парван, представитель НПО «СтарЛайн»

По ее словам, самые дорогие датчики – это лидары. Стоимость одного датчика измеряется несколькими тысячами долларов в зависимости от технических характеристик и производителя.

Автопилот с прицепом

По оценкам Всемирного экономического форума, на мировом рынке самоуправляемых автомобилей наметился переход от роботов-такси к автоматизированным грузовикам и беспилотным средствам доставки. Причина тому – сложность концепции беспилотного такси с точки зрения регулирования, технологической реализации, снижения интереса потенциальных пользователей к совместной мобильности из-за пандемии COVID-19.

Инвесторы ищут более прибыльные направления, смещая акцент на доставку продуктов и грузов. Так, ежегодный объем рынка грузоперевозок в США оценивается в $800 млрд. Основные проблемы, которые могут решить автономные фургоны, – нехватка дальнобойщиков и вынужденные простои транспорта (или оплата труда второго водителя, ведь рабочая смена одного водителя, по законам США, не должна превышать 11 часов. – Прим. ред.).

В России тоже подсчитали возможную выгоду от использования многотонных беспилотников. Скорость доставки грузов между Москвой и Санкт-Петербургом вырастет на 25% (с 60 км/час до 75 км/час) в течение одного дня, а себестоимость перевозок снизится на 10%, приводят выгоды в Минтрансе. Правда, такой эффект будет достигнут к 2030 году. Старт проекта будет возможен в рамках другого ЭПР, а оператором испытаний выступит госкомпания «Росавтодор».

Также, если «Яндекс» начнет развивать беспилотные грузоперевозки, то, по оценкам UBS, к 2030 году общий размер его бизнеса в сфере самоуправляемого транспорта достигнет $6,4 млрд. Объем бизнеса может быть значительно меньше ($2,6 млрд), если компания сосредоточится только на легковом транспорте с автопилотом и сервисах для частных лиц (служба беспилотного такси, каршеринг).

Для грузовых перевозок – отдельный ЭПР

На М11 создается беспилотный логистический коридор (БЛК). По трассе будут перевозить грузы не менее 189 ВАТС. О желании участвовать в эксперименте сообщали Evocargo, Volvo, КамАЗ. Специально для испытаний М11 модернизируют: построят цифровую инфраструктуру, единый центр управления трафиком. БЛК станет полностью автономной трассой, в отдаленности от населенных пунктов и пересечениями с другими магистралями.

Инфраструктура нужна, чтобы сделать перевозки более эффективными.

Если грузовых беспилотников, управляемых из единого центра, несколько, то возможно оптимизировать движение потока и заметно увеличить пропускную способность, считает директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Константин Трофименко.

«Например, это может быть что-то вроде каравана, собранного из разных транспортных средств, двигающихся по трассе на минимальном расстоянии друг от друга с большой скоростью, например, 120 километров в час. В реальном потоке такое невозможно», – отметил он.

Пока БЛК не запущен и ЭПР не действует, испытания также возможны.

Так, КамАЗ в 2022 году выпустит четыре опытных образца беспилотного грузовика «Континент» на М11. Также по трассе М11 проедут машины BaseTracK – российского разработчика беспилотной технологии. Как рассказал cdo2day.ru основатель компании Андрей Вавилин, сейчас первый автомобиль Mercedes-Benz Actros 1845 автоматизируется, далее он пройдет сертификацию в НАМИ и начнет коммерческую перевозку грузов на трассе М11. BaseTracK планирует задействовать в проекте девять таких многотонников.

Кроме того, инженеры НПО «СтарЛайн» приступили к внедрению беспилотных технологий для двух грузовых автомобилей. Компания ведет работы по созданию цифровой модели трассы М11 «Нева» и оснащению грузовика оборудованием, которое решит задачи локализации автомобиля в пространстве, детектирования объектов и построения маршрутов движения.

По оценкам McKinsey, полную автономность грузовики получат не ранее 2027 года.

Промышленный интерес

Вероятно, меньше всего барьеров для тестирования беспилотников – на территории промышленных предприятий. В этом сегменте работают КамАЗ и «Группа ГАЗ».

Самый простой вариант – это перевозка комплектующих из одного цеха в другой. Например, КамАЗ с 2020 года использует грузовик, транспортирующий кабины машин между двумя площадками. Беспилотник оснащен четырьмя типами сенсоров: камерами, лидарами, радарами и сонарами, обеспечивающими высокоточную навигацию.

Более сложный сценарий – организация дорожного движения в условиях бездорожья, отсутствия дорожной инфраструктуры, знаков, светофоров, разметки и т. п. Тот же КамАЗ в апреле 2020 года в Ямало-Ненецком автономном округе вместе с «Газпром нефтью» испытал работу трех беспилотников в колонне. Грузовики постоянно обменивались данными между собой.

За время эксперимента машины преодолели 2,5 тысячи км тундры по зимникам и бездорожью в условиях низких температур, метелей и плохой видимости. Машины с автопилотом оказались на 50% безопаснее, на 50% быстрее и на 15% дешевле в эксплуатации, чем традиционная техника с водителями, отметили в КамАЗе.

Как российская компания превращает белорусские самосвалы в беспилотники

На российском рынке есть еще один игрок в сфере беспилотного вождения для спецтехники. Так, компания «Цифра Роботикс» разрабатывает технические решения для переоснащения стандартных самосвалов в беспилотники. Модернизации уже подверглись некоторые машины белорусского БелАЗа.

«Результатом совместной работы наших специалистов и инженеров БелАЗа стало создание карьерных самосвалов в исполнении Autonomous Ready. Они уже подготовлены для автономного управления, для этого на них необходимо только установить программно-аппаратный комплекс», – рассказывает технический директор «Цифра Роботикс» Дмитрий Луковкин.

Каждый автономный БелАЗ оснащается традиционным для беспилотников комплектом оборудования.

За состоянием транспорта следят датчики давления, вибрации, температуры, и в случае любых отклонений от нормы бортовая электроника способна самостоятельно принять решение о допустимости дальнейшей работы машины. Также в обязательном порядке самосвалы оснащаются высокоточной системой спутниковой навигации. Дело в том, что машины работают в местности со слабым сигналом мобильной связи. Например, если спутниковая связь внезапно пропала, то самосвал в пределах маршрута совершает плановую остановку и переходит в режим ожидания до появления связи.

«Газпром нефть» в 2020 году инициировала и другой проект в Ханты-Мансийском автономном округе. Беспилотный электромобиль «ГАЗель Next Electro» курсировал по внутрипромысловым дорогам. Заказчики по итогам эксперимента направили уточняющие требования «Группе ГАЗ». Уже в сентябре 2021 года машина стала выполнять задачи на постоянной основе.

Чем государству выгодны беспилотники

Вне зависимости от типа беспилотника – легковой или грузовой, эффекты от повсеместного применения автопилота уже известны. Так, государствам повсеместное распространение беспилотников интересно тем, что позволит сократить время на поездки по городу на 33%, выбросы парниковых газов – на 67%. Кроме того, это упростит передвижение по городу для тех, у кого нет водительских прав, для детей и людей с ограниченными возможностями. Эксперты ждут и снижения смертности в ДТП. Так, в России этот показатель снизится на 8%.

Во всем мире регулирование рассматривается как основное препятствие для внедрения автономного вождения

Правда, до появления беспилотников на дорогах общего пользования и получения ожидаемых результатов предстоит решить ряд вопросов. По мнению 60% участников опроса McKinsey, отсутствие нормативной поддержки – это самое большое препятствие для автономного вождения. Также не решена проблема ответственности в случае аварии.

Опрос: для реализации сценариев использования автопилота 4-го и 5-го уровней (полный автопилот) требуются значительные инвестиции.

Эксперты до сих пор не могут сойтись во мнении, кто будет виновен в ДТП с участием беспилотного автомобиля: владелец, автоконцерн или фирма – производитель бортовых систем. Кроме того, такие автомобили должны быть защищены от взлома, ведь они передают всю информацию по беспроводной связи.

Презентация Артема Малкова, партнера Artur D Little

Однако для того, чтобы беспилотники стали действительно массовым явлением, были востребованы клиентами и приносили пользу, придется поработать с общественным мнением. Пока же, по данным Artur D Little (см. иллюстрацию выше), почти 50% россиян не готовы сесть в салон машины с автопилотом.