Авторы дорожной карты, «Яндекс» и Сбербанк, на сегодня – пожалуй, крупнейшие участники российского рынка автономного транспорта.
«Яндекс» развивает направление автономного транспорта с 2017 года. Автомобили компании тестируются на дорогах общего пользования с конца 2017 года. Только в 2019 году компания инвестировала в это направление 1,5 млрд рублей (по нынешнему курсу — $20 млн). В сентябре 2020 года «Яндекс» сообщил о планах выделить направление беспилотных автомобилей в отдельную компанию – Yandex Self-Driving Group (Yandex SDG) и инвестировать в нее еще $150 млн.
В августе 2018 года «Яндекс» впервые в Европе запустил в Иннополисе сервис роботакси, доступный с помощью мобильного приложения. За все время машина совершила 12 000 поездок. Но основная тестовая зона для компании – это Москва с ее разнообразной погодой и четырьмя выраженными сезонами года, скоростные магистралями, сложными загруженными перекрестками. Мегаполисы – это не только сложная местность для машин с автопилотом, но и возможность собрать множество разнообразных данных для обучения, рассказали в пресс-службе «Яндекса».
За все время флот «Яндекса» (порядка 160 автомобилей) суммарно проехал более 9 млн километров. Его тестовые площадки есть не только в России, но и в Израиле и США.
«Территории отличаются по многим параметрам: климат, организация дорожного движения, регулирование в области беспилотных автомобилей, культура вождения и многое другое. Эти отличия помогают отрабатывать большое количество разных дорожных сценариев и создавать универсальную технологию, применимую по всему миру. Израиль, например, отличается жарким и влажным климатом, большим количеством двухколесного транспорта на дороге. Это добавляет новые сценарии для обучения системы. В августе 2020 года Яндекс начал регулярные тесты беспилотных автомобилей в США — в городе Энн-Арбор (штат Мичиган). Законы этого штата разрешают беспилотному транспорту передвигаться без инженера-испытателя, что добавляет еще один сценарий: передвижение без контроля страхующего водителя», – объяснили в пресс-службе «Яндекса».
Представитель компании добавил, что тестирование на дорогах общего пользования — это важная часть работы над системой автономного вождения. Чем большее расстояние проехали автомобили и чем выше разнообразие данных, которые они собрали во время тестов, тем более эффективно может осуществляться обучение технологии.
Автомобили «Яндекса» способны передвигаться полностью автономно по городским улицам и на сложных развязках в центре мегаполиса в час пик: они соблюдают ПДД, определяют и объезжают препятствия, перестраиваются в потоке, экстренно тормозят в случае необходимости — то есть делают все то, что умеют автомобили с водителем за рулем, рассказали представители компании
«В непростых ситуациях машины с автопилотом могут действовать более осторожно, чем человек. Важная задача сейчас — научить систему действовать так же уверенно, как опытный водитель, даже в самых хаотичных условиях. Через три-четыре года мы рассчитываем решить самую сложную задачу — полностью автономное движение в центре крупных мегаполисов в час пик», – сообщили в пресс-службе подразделения беспилотных автомобилей «Яндекса».
Компания использует как собственное оборудование, так и сторонних производителей. Главное для компании – научить технологии работать с различным автомобильным оборудованием, чтобы представить рынку удобные решения. Собственные лидары «Яндекса» созданы специально под разработанную компанией систему автономного управления.
«Это позволяет системе управлять различными параметрами лидара прямо во время движения. По мере накопления опыта мы можем переходить к собственной разработке оборудования. И все же самая важная составляющая работы беспилотного автомобиля – это программное обеспечение, работа над разработкой которого ведется с 2017 года. Ежемесячно выходят обновления ПО, эффективность которого проверяется в реальных условиях», – говорят в «Яндексе».