Девять идей, как упорядочить получение согласия
В итоге эксперты, работающие над докладом, выделили девять решений/идей, которые могут иметь различную степень актуальности в разных странах и в разных условиях. Эти аспекты, по мнению Энн Флэнаган, было бы неплохо принимать во внимание при взаимодействии человека с технологиями. Иногда объединение нескольких идей может дать более оптимальный результат, чем единичная их реализация.
Идея первая. Меры стимулирования как инструмент поощрения этичного поведения
Имеется в виду разработка регуляторных норм, которые бы поощряли компании быть более прозрачными и соблюдать этический аспект в сборе данных пользователей. Такой подход еще называется «позитивное регулирование».
Идея вторая. Дата-посредники как инструмент защиты потребителей
Под этой мерой подразумевается создание доверительного хранилища данных, по аналогии с трастом, в который имущество, первоначально принадлежащее учредителю, передается в распоряжение доверительного собственника. Траст создается в рамках закона и прозрачен для пользователей.
Идея третья. Сохранение режима конфиденциальности в общественных местах
Не всегда у устройств, собирающих данные, есть экран. Например, паркоматы старого образца всю информацию передают пользователю на чеке. В итоге у пользователя нет возможности нажать «галочку» и сделать выбор в отношении обработки персональных данных. Поэтому стоит задача: как спрашивать пользователей о согласии. Выходом могут стать носимые устройства для пассивного согласия или явного отказа.
Идея четвертая. Персональные агенты пользователей
Искусственный интеллект может управлять взаимоотношениями между человеком и технологиями. Автоматическая программа или цифровой помощник самостоятельно изучает уведомления об использовании данных, анализирует их и советует, какие принимать, а где лучше не оставлять согласия.
Идея пятая. Возможность отказаться от любых данных наблюдения
Это новая правовая норма, предусматривающая отказ от согласия. Обычно у пользователя нет такой возможности. Сложности для реализации такого подхода заключаются в невозможности реализовать подход в некоторых сценариях.
Идея шестая. Помощь регуляторам в визуализации пользовательского опыта
Эксперты ВЭФ предлагают создать консультативный комитет, задачей которого станет подготовка документации, понятной большинству пользователей. В 2021 году ВЭФ запустил совет по политике в обработке данных. Он займется изучением мнений от ученых, бизнеса. Теперь совет предлагает новый проект – «Дорога к справедливому управлению данными». Проект рассматривает ситуации, в которых данные человека используются во вред ему.
Идея седьмая. Подход справедливого проектирования при внедрении умного города
Умный город невозможно представить без датчиков и устройств, собирающих сведения, в том числе – о человеке. Логично до реализации проектов smart city разрабатывать нормы, позволяющие делать выбор: давать согласие на обработку данных или нет.
Идея восьмая. Аудит для сбора данных
Имеется в виду оценка нанесенного вреда при сборе данных. Эксперты считают важным проверять, насколько сбор данных может повредить тому или иному человеку или обществу в целом. По результатам аудита принимается решение: нужно ли такие данные собирать.
Идея девятая. Необходимость оценки возможности проверки получаемых результатов алгоритмов «черного ящика»
ИИ собирает данные разными способами. Нужно понимать, как технологии ИИ работают с данными. Эксперты должны убедиться, что при таком анализе не используются алгоритмы «черного ящика».