(окончание, начало интервью читайте здесь)
– Есть два разных подхода к цифровизации. Некоторые хотят все контролировать и делают все in-house. Другие пытаются в основном привлекать партнеров. У вас философия больше к какому подходу тяготеет?
– У нас смешанный подход. С одной стороны, очень сильный свой научный комплекс. И мы уделяем внимание именно внутренним компетенциям и разработкам. У нас свой кэптивный центр разработки и внедрения, который уже давно существует и в котором трудятся порядка 1000 человек, львиная доля работы которых – для РЖД.
С другой стороны, мы с большим интересом смотрим на рынок с точки зрения партнерств. У нас даже была создана отдельная компания в холдинге, «РЖД-Технологии», одна из задач которой – сформировать партнерские проекты вместе с технологическими, стратегическими, финансовыми, с любыми другими партнерами на рынке.
Поэтому принцип очень простой: мы смотрим, как действовать быстрее и эффективнее. Исходя из вводных мы либо делаем все in-house, либо ищем на рынке партнеров. Главное, чтобы потом ключевая компетенция не потерялась, чтобы мы контролировали то, что разработано, полностью управляли и понимали, что происходит с правами собственности на формирующиеся решения.
– Какими цифровыми кейсами Вы гордитесь?
– Перевод на «удаленку». Я искренне считаю, причем без патетики, без иронии, что айтишники РЖД совершили подвиг. За 10 дней перевести на удаленную работу 115 000 человек, и при этом абсолютно надежно, без ущерба для информационной безопасности — это очень серьезное достижение.
Если говорить про сервисы, которые уже работают, приведу пример проекта «Интертран». Это безбумажная мультимодальная грузовая перевозка. Мы начали с транзитной перевозки на Дальнем Востоке. Был введен целый комплекс решений: это электронный документооборот, это рабочие места для сотрудников, которые работают в порту. Эффект — сокращение перевозки на четверо суток только за счет цифровых инструментов. Это очень мощный эффект, и проект пользуется вниманием со стороны рынка.
Интересные проекты мы запустили в области технологий искусственного интеллекта. Например, на сортировочной станции Челябинск-Главный мы испытали помощника для диспетчера, который позволяет на 20% сократить время простоя вагонов на сортировочных станциях. Это пока одна станция, а когда этот проект масштабируется на всю сеть — представьте себе эффект!
Еще отмечу то, что связано с цифровыми каналами продаж. Это электронная торговая площадка «Грузовые перевозки», инструменты электронного документооборота. Мы гордимся тем, что это решение поддержали наши клиенты.
Прорывными считаю проекты, связанные с блокчейном. Причем они отмечены, в том числе, и со стороны международного сообщества. Мы подписали с компанией Maersk в прошлом году соглашение о взаимодействии, в том числе, по цифровым сервисам. Платформы на базе технологии блокчейн, которые мы развернули у себя, будут в дальнейшем интегрированы с международными системами. Это действительно очень серьезный шаг вперед.
– А история с Maersk когда заработает?
– Вполне возможно, что в ближайшие 2 – 3 года. Компании уже обладают необходимыми наработками и ресурсами для реализации проекта по созданию безбумажной среды на всех этапах мультимодальной перевозки.
– Про блокчейн все говорят, хотя сейчас уже, правда, меньше, но реальных, не пилотных кейсов не много.
– Почему стали меньше говорить – понятно. Потому что технология пережила период хайпа, она уже вышла на плато производительности. Мы подошли предельно прагматично к этой тематике, потому что она далеко не везде нужна с точки зрения экономической эффективности, и в том числе, и потребления электроэнергии. Каждая транзакция в блокчейне – это затраты, и аппаратные, и энергетические.
Мы выбрали ряд кейсов, где применение технологии блокчейн действительно имеет основание. Это все, что связано с построением доверенной среды, когда критически важна непротиворечивость информации и доверие к ней. Вот там мы действительно верим, что блокчейн – это то, что для нас нужно. Это смарт-контракты, как при взаимодействии с различными участниками перевозки, так и при взаимодействии с нашими партнерами. Например, в работе локомотивного комплекса, когда вера в информацию, единая точка правды (единая у всех, но при этом распределенная), является принципиально важным фактором успеха. Вот там мы действительно идем в блокчейн, и у нас эти проекты реально работают и расширяются.
– Расскажите поподробнее об этих проектах.
– Конкретно – доверенная среда вагонного хозяйства. Мы начали с колесной пары, объединили на платформе участников этого бизнес-процесса — РЖД, операторов вагонов, сервисные компании, которые позволяют отремонтировать тот или иной элемент. Этот проект был хорошо воспринят рынком. Потому что, с одной стороны, это вопрос оперативности получения информации о наличии колесных пар для того, чтобы можно было их быстро поменять. С другой — это безопасность и отсутствие контрафакта — блокчейн как раз исключает это фактор.
Еще один проект – доверенная среда локомотивного комплекса, когда мы подключаем к технологии блокчейн технологии смарт-контрактов депо, сервисные компании, РЖД и производителей локомотивов.
Третий проект – смарт-контракты, которые мы «обкатали» на Октябрьской железной дороге при взаимодействии с портом. Участники системы — клиент, оператор и РЖД.
– А есть какая-то статистика по количеству транзакций в этих системах?
– По проекту доверенной среды вагонного хозяйства могу привести целевые показатели: это 10 млн транзакций ежедневно, 13 транзакций на вагон в день. Статистика проектов, связанных с локомотивами, такова: примерное количество транзакций в распределённом реестре данных грузовых перевозок — 25 000 транзакций в сутки. При использовании смарт-контрактов сервисного обслуживания локомотивов можно говорить о 10 000 транзакций в сутки.
– Вы рассказали про искусственный интеллект, который работает помощником диспетчера. Это масштабируемый проект?
– Безусловно, мы будем его масштабировать. По искусственному интеллекту у нас есть несколько направлений. Первое – это интеллектуальная система поддержки принятия решений, как на Челябинске-Главном. Второе – это речевые сервисы, причем по целому ряду направлений, таких как: сервисы для машинистов, сервисы при работе с клиентами, как с внешними, так и с внутренними. Третье – это компьютерное зрение. Мы начали целый ряд пилотных проектов: на маневровых локомотивах и на «Ласточках», которые используются на Московском центральном кольце. И там на самом деле целый ряд технологий: компьютерное зрение, нейронные сети, получение информации с инфраструктуры. То есть, помощь при пилотировании локомотивов.