О полной автоматизации заявили 12% представителей МСП, причем 2% из них использовали искусственный интеллект, интернет вещей и другие сквозные технологии.
В целом, респонденты, несмотря на «умеренный» уровень собственной технологической зрелости, назвали «высоким» потенциал внедрения цифровых технологий для достижения бизнес-целей.
МСП невысоко оценивает степень автоматизации
Несмотря на осознание важности внедрения новых технологий в различных операциях, большинство представителей МСП лишь частично автоматизировали производство или же вообще не автоматизировали процессы (профиль компании не предполагает автоматизации). Таковы данные опроса** руководителей малого и среднего бизнеса.
Большинство (63%) МСП частично интегрирует автоматизацию в бизнес–процессы, почти четверть (23%) полагается лишь на ручной труд, используя компьютеры только для администрирования. О полной автоматизации заявили 12% представителей МСП, причем 2% из них использовали искусственный интеллект, интернет вещей и другие сквозные технологии.
Кроме того, внедряемые МСП цифровые решения часто имеют ограниченные или конкретные задачи, данные фрагментированы, функционал ручного и автоматизированного труда дублируется, а обмен информацией занимает много времени.
Несмотря на «умеренный» уровень технологической зрелости МСП, потенциал внедрения цифровых технологий для достижения бизнес-целей респонденты назвали «высоким».
Коронавирус лишает МСП инвестиций
Однако ускорить цифровизацию МСП в ближайшей перспективе будет сложно ввиду нехватки свободных денег. Затраты на закупку компонентов и сырья для производства росли в период ковидных ограничений и вызванных ими сбоями в мировой логистике. В итоге темпы выпуска продукции у МСП значительно упали. COVID19 также негативно отразился на покупательской способности частных клиентов малого и среднего бизнеса. В результате часть руководителей МСП заявила о падении выручки на 60%. А 40% респондентов рассказали о вынужденной приостановке работы в период ужесточения антиковидных мер.
Но с другой стороны пандемия ускорила переход МСП к тому, чтобы сделать онлайн-канал сбыта приоритетным. Также фирмы меняли бизнес-процессы. Совокупность этих факторов привела к росту спроса на ИТ-системы и продукты. Однако негативные факторы приводят к недостатку свободных средств, и, в итоге, замедляют темпы цифровизации МСП.
Большинство руководителей малого и среднего бизнеса призналось в отсутствии возможности модернизации производственных процессов. Почти треть предприятий в этих трудных условиях вынуждена сокращать персонал.
Однако малый и средний бизнес постепенно «приходит в себя», поэтому, скорее всего, при ужесточении или продлении ограничительных мер, заметили аналитики ВЭФ, у большинства фирм хватит возможностей внедрить цифровые технологии для организации дистанционных рабочих мест.
Как МСП в эпоху ковида внедряют цифровые решения
Влияние COVID-19 отразилось на операционную деятельность МСП. Так, сравниваия ситуацию с цифровизацией в доковидном периоде и с 2021 годом аналитики ВЭФ пришли к выводу: ковидные ограничения подстегнули некоторых участников рынка к внедрению и интеграции цифровых технологий. Среди таких фирм большинство проявило интерес к интернету вещей, облачным технологиям, большим данным и искусственному интеллекту.
Бизнес объяснил необходимость использования IoT для удаленного управления активами и технического обслуживания. В условиях пандемии технологии интернета вещей поддерживали работу предприятий с меньшим количеством персонала на рабочем месте.