Следующий тренд, который Гонтарев отметил в 2021 году, – конкуренция экосистем и соответствующий рост интереса к Customer experience (CX). В данном случае под CX подразумеваются разнообразные форматы взаимодействия с клиентом, партнером, сотрудниками через видеоформаты, голосовые форматы, через поиск комплиментарных сервисов, в которые можно встроиться. В этом, более широком смысле развитие CX происходит, по словам спикера, очень активно: «Все ищут новые ниши и точки контакта, новые способы донесения ценностного предложения».
Завершая этот перечень, Гонтарев сказал про очевидную нехватку квалифицированных кадров в отрасли и в связи с этим бум разнообразных сервисов онлайн-обучения, новых форм поиска и онбординга сотрудников. Это ведет к активной конкуренции на рынке труда самых разных игроков из самых разных отраслей.
Комментируя список Gartner, Гонтарев отметил, что сейчас в отрасли в топе находятся технологии Cloud Native во всех проявлениях. «Многие компании отнесли инфраструктуру в облако, но не поменяли архитектуру своих приложений, который как были монолитами, так и остались. Они просто переехали в другие ЦОДы, не дав того эффекта, который ожидается от облачных платформ с точки зрения time-to-market. Процесс переделки платформ на микросервисы и cloud native активно пошел и будет продолжаться в 2022 году», – уверен эксперт.
Говоря про «Универсальный опыт» и «Распределенные предприятия», Павел напомнил про хайп вокруг метавселенных. «Это то, что уже происходит и будет происходить в дальнейшем», – говорит он.