Page ID: 2671
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Цифровой анализ

Цифровые технологии изменят международную торговлю

Фото: Ross D. Franklin/AP Photo/East News

В 2020 году трансграничная торговля столкнулась с серьезными вызовами. Из-за пандемии закрывались предприятия и границы стран, что осложняло доставку продукции и комплектующих в срок, но с другой стороны – пандемия же дала импульс для развития интернет-торговли. Справиться с этими вызовами логистическим компаниям помогут новые технологии. Наибольший эффект отрасль получит в том числе от искусственного интеллекта, блокчейна, 3D-печати и технологий виртуальной реальности. Правда, произойдет это не скоро

В первой части статьи шла речь о технологиях, которые могут принести самый быстрый эффект отрасли международной торговли, испытывающей в наши дни серьезное напряжение как из-за негативных последствий COVID-19, таких как закрытие границ и остановка предприятий, так и из-за позитивных — а именно из-за роста интернет-торговли. В этой части речь пойдет о технологиях, способных дать максимальный эффект на долгосрочном горизонте.

 

Без искусственного интеллекта, как без рук

По мнению авторов отчета Mapping TradeTech: Trade in the Fourth Industrial Revolution, технологии искусственного интеллекта (ИИ) упростят процедуры передвижения товаров через границы и помогут выявить сложные закономерности, например, зависимость колебания цен на товары от различных не всегда очевидных условий. 

По мнению авторов исследования ИИ также усложнит торговлю контрафактными и контрабандными товарами. Нейронные сети займутся поиском нелегальной продукции, понимая контекст торговых взаимоотношений и ситуаций, идентифицируя подозрительные паттерны в структурированных и неструктурированных данных. 

Еще одной задачей для ИИ станет эволюция сервисных функций и автоматизация процессов и операций с низкой добавленной стоимостью. например, исполнение функций бэк-офиса, выдача кредитов, обработка счетов и т.д.

Уже сейчас искусственный интеллект помогает участникам трансграничной торговли улучшать эффективность.

Так, министерство торговли Турции в 2020 году представило платформу Easy Export Platform (EEP) на основе ИИ. Она заменяет труд нескольких штатных аналитиков. Решение упростит выход на зарубежные рынки для малого и среднего бизнеса, а крупным предприятиям поможет оптимизировать поставки. Систему научили анализировать спрос на 5400 товаров в 190 странах мира. Во внимание принимаются востребованность аналогичной продукции, тарифы, нетарифные правила, легкость выхода на рынок и регулирование в стране заказчика. EEP подскажет производителю, какую продукцию и на рынки каких стран поставлять выгоднее. EEP обновляется благодаря анализу 15 внутренних и зарубежных источников и обучается с помощью алгоритмов машинного обучения. 

Интеллектуальная платформа Dorabot AI-CLP помогает персоналу на экспортном складе загрузить в контейнер как можно больше товара. Необходимо лишь выбрать шаблон: указать тип контейнера, размер паллет и некоторые другие параметры. Система автоматически спланирует оптимальное расположение товара внутри контейнера и представит визуализацию в PDF, видео или 3D-модели. Данными можно поделиться с партнерами. Используя Dorabot AI-CLP оператор океанского грузового лайнера в Шэньчжэне повысил эффективность операций по консолидации и погрузке трансграничных грузов на 9%.

Импортерам же помогает модель нейронной сети DATE (Dual Attentive Tree-Aware Embedding), разработанной группой таможенных дата-аналитиков BACUDA (BAnd of CUstoms Data Analysts). Она определит, насколько недооценен импортный товар и выявит методы получения дополнительного дохода. DATE оценивает легальность происхождения грузов, классифицирует и ранжирует нелегальные торговые потоки и т.д. Точность определения нелегальных товаров у DATE достигает 92,7%. 

 

Роботов загружают работой

По мнению менеджеров, участвовавших в исследовании WEF и отвечавших на вопросы аналитиков, роботизация, как ИИ, будет способствовать автоматизации операций с низкой добавленной стоимостью. Логистические компании уже используют роботов и дронов для инвентаризации и перемещения грузов (загрузка, разгрузка, укладка на поддоны и распаковка паллет). Некоторые дроны и роботы справляются с задачами автономно, без человеческой помощи. В результате физическим трудом на складе будет занято меньше людей, а штат сотрудников, управляющих и контролирующих работу новейшей техники, вырастет. 

Правда, из-за дороговизны технологии пока внедряются не массово и значительного влияния на отрасль не оказывают. Особенно это характерно в развивающихся странах, где труд ценится невысоко, поэтому и стимулов для замены человеческого труда машинным меньше. 

3-5%
настолько будет ежегодно прирастать объем вложений в автоматизацию складов до 2025 года, по оценке McKinsey
400 млн
как минимум столько человек к 2030 году будут вынуждены сменить профессию из-за автоматизации и роботизации, по оценке McKinsey

Примечателен опыт Amazon. Долгое время компания была только онлайн-ритейлером, но с покупкой в 2012 году разработчика складских роботов Kiva Systems (теперь это Amazon Robotics) ситуация изменилась. На начало прошлого года Amazon оснастила склады в США 200 000 роботами, следует из материалов Associated Press. Робо-платформы перевозят пластиковые стеллажи с укомплектованными заказами по складу для дальнейшей транспортировки. Роботизированные руки на платформе занимаются более тяжелым трудом: перемещают тяжелые паллеты для отправки и распаковки. В планах Amazon – открыть в этом году центр исследований и разработок в области робототехники.

Сейчас Amazon входит в десятку крупнейших логистических компаний мира. Аналитики Morgan Stanley ожидают, что в 2022 году компания отправит 6,5 млрд посылок. В результате логистические компании, такие как UPS, FedEx или USPS лишатся $65 млрд потенциальной прибыли. 

У дронов на складах – более специфические задачи, а именно – провести быструю инвентаризацию и сэкономить время сотрудников для более важных дел. Обычно, чтобы считать информацию с информационных стикеров для инвентаризации, водителям вилочных погрузчиков приходится сначала опускать паллеты, а затем возвращать на место. Дроны же могут получить всю требуемую информацию на любой высоте. Для этого паллеты оснащают RFID-метками, а беспилотники – RFID-сканером. 

При внедрении инвентаризации с помощью дронов в «Газпром нефти» подсчитали, что на пересчет одной паллеты у дрона уходит 1-2 секунды, тогда как работникам склада обычно требовалось 10 минут. 

Дроны также могут патрулировать территорию логистических объектов. Так, порт Роттердам с помощью дронов проводит не только инвентаризацию, но и мониторинг инфраструктуры. На логистическом объекте задействованы и подводные дроны. Роботы с камерами фотографируют акваторию и помогают вовремя обнаружить и устранить препятствия для судоходства, а также другие проблемы. 

 

Блокчейн укрепляет доверие
Блокчейн поможет проследить весь путь продукта к потребителю // Unsplash

В отличие от искусственного интеллекта и роботов, блокчейн пригодится для ведения документации и записи торговых операций. Данные в блокчейне записываются цепочками. Любые изменения не записываются поверх старой информации, а становятся новым блоком в системе. Благодаря этому информация не искажается. Блокчейн особенно подойдет участникам торговых операций с большим количеством участников, где многие партнеры неизвестны друг другу, а значит не могут работать на доверии.

Блокчейн-решения отличаются по степени доступности данных — частная блокчейн-сеть открыта только для ее участников, а информация из публичного блокчейна открыта для всех. Впрочем, такая информация, как предполагаемое время прибытия, происхождение и количество товаров, как правило, не является критичной или объектом коммерческой тайны. Ее могли бы использовать даже те, кто не является контрагентом, указывают авторы отчета. 

$1,76 трлн
такой рост мирового ВВП к 2030 году могут обеспечить блокчейн-технологии, по оценке PwC
$962 млрд
составит в мире к 2030 году экономический эффект от использования блокчейна для мониторинга происхождения продовольствия и товаров, по оценке PwC

Технология блокчейн может использоваться для расчетов между участниками сделки. Но еще один сценарий, это – предоставление данных о движении и происхождении товара. В удобности технологии убедились журналисты Forbes. Они заказали упаковку филе желтоперого тунца. Сканирование специального QR-кода помогло восстановить весь путь продукта от моря до кухни.

Судно Sea Beluga, которым владеет рыболовная компания Sea Quest Fiji, в октябре отправилось в рейс к берегам Фиджи. Здесь рыбаки выловили тунца, вес которого после первичной обработки на судне составлял 25 кг. 31 октября рыбу выгрузили в порту Сува, Фиджи. Сортировщик Уильям присвоил рыбе оценку B и отправил ее в порт Лос-Анджелеса. Продукт получил идентификационный номер FDA 13036613000. Затем упаковку с продуктом отправили логистической компанией FedEx в офис Forbes в Джерси-Сити, штат Нью-Джерси.

Информацию о движении товара на пути к потребителю вносила компания TraSeable. Она использовала платформу Viant для регистрации данных в публичном блокчейне Ethereum. Благодаря публичному блокчейну можно даже узнать номер судна, ознакомиться с разрешениями на вылов и сертификатами компаний, участвующих в производстве тунца. Правда, авторы отчета указывают, что для этого необходимо согласие всех компаний-участников и отсутствие законодательных запретов компаниям из разных стран проводить подобный трансграничный обмен информацией. 

 

Новая торговая реальность 

Сценариев применения виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR) не так много, как у предыдущих технологий, но они также окажут заметное влияние на мировую торговлю, считают менеджеры, отвечавшие на вопросы аналитиков ВЭФ. К примеру, с помощью виртуальной реальности можно спроектировать склад до начала его строительства или реконструкции. Для точности в процессе используются реальные данные с логистических объектов компании. VR помогает выявить недостатки на ранней стадии проекта, что ведет к экономии средств и времени. 

Дополненная реальность поможет в обучении персонала. Новому сотруднику как правило тяжело ориентироваться на складе и сложно достичь оптимальной упаковки отправлений. Система подсказок, появляющаяся на дисплее AR-гарнитуры и накладывающаяся на реальные объекты, поможет усвоить материал лучше, чем советы наставника. Так, в DHL используют AR, чтобы научить новых сотрудников подбирать нужные коробки или пакеты и оптимально размещать их в паллете и грузовике. 

Также AR может использоваться для дистанционного ремонта техники на складе. Например, компания Tokyo Electron (Япония; производит оборудование для производства микросхем) в 2020 году предложила сервис удаленной технической поддержки с применением умных очков Telemetrics. С их помощью специалисты завода-изготовителя, находясь в Японии, консультируют сотрудников предприятий-заказчиков из разных стран по ремонту оборудования. Это происходит с помощью схем и инструкций, проецируемых в режиме реального времени специалистами Tokyo Electron на линзы очков дополненной реальности. 

 

3D-печать трансформирует международную торговлю 
Вместо импорта комплектующих, они могут печататься на промышленном 3D-принтере // Unsplash

Особняком среди технологий, которые окажут влияние на международную логистику и торговлю, стоит трехмерная печать. В условиях закрытых границ резко выросла 3D-печать в сфере средств индивидуальной защиты, медицинских устройств, аксессуаров, средств визуализации и т.д. В долгосрочной перспективе технология может совершенно трансформировать отрасль. Вместо торговли товарами предприятия смогут торговать «полуфабрикатами» – чернилами и патентами для 3D-печати различных комплектующих и изделий.

При оптимистическом развитии событий половина нынешнего производства будет вытеснена 3D-печатью, и, как следствие, мировая торговля к 2060 году потеряет четверть объема, подсчитали в Группе анализа международной торговли (ING). 

Для развития технологии требуется стандартизация и регулирование. Некоторые производители могут посчитать 3D-печать нарушением патентов, указывают авторы отчета Mapping TradeTech. 

Так, итальянские волонтеры решили помочь больницам, которые столкнулись с нехваткой и задержкой поставок недорогих деталей (стоимостью в несколько евро) для аппаратов искусственной вентиляции легких. Компания Intersurgical, задерживавшая поставки, не готова была передать чертежи для создания дефицитных элементов. Передача чертежей нарушила бы правила регулирования медицинской отрасли, а к компании применили бы штрафы, объяснили в Intersurgical. В итоге волонтеры справились сами, и их инициативу не стали наказывать. 


Преграды для TradeTech

Главными проблемами для внедрения TradeTech аналитики ВЭФ считают необходимость иметь дело с различными техническими правилами в разных юрисдикциях, дороговизну технологических решений, фрагментированность рынков с отдельными технологическими экосистемами и олигополию данных. 

Еще одна проблема – в отсутствии четких стандартов данных, которыми следует оперировать для оптимизации логистики. «Глобальной торговле нужен общий язык, как с точки зрения стандартизации данных, так и с точки зрения функциональной совместимости технологий», — делают вывод авторы исследования. 

Совместное использование данных позволит снизить затраты по всей цепочке поставок. Но участники рынка пока не готовы делиться информацией ни с конкурентами, ни с контрагентами. Ведь многие компании используют данные только для укрепления своих позиций на рынке. 

Кроме того, поставщики технологий часто принимают различные операционные стандарты, несовместимые между собой. В Европейском Союзе решили исправить такую ситуацию в портовой логистике и запустили инициативу DataPorts, цель которой – обмен данными не только между агентами порта, а также – между разными портами. 

Помимо стандартизации и гармонизации, необходимо обеспечить беспрепятственный поток глобальных данных, которому страны могли бы доверять. Решить проблему призвана концепция «Свободные потоки информации в условиях доверия» (Data free flow with trust; DFFT), принятая на саммите G20 в 2019 году.  

Влияние TradeTech на мировую торговлю будет зависеть от того, как будут решаться вопросы совместимости данных и технологий, гармонизации нормативных актов. «Пандемия COVID-19 ускорила внедрение цифровых технологий в международную логистику, открыв окно возможностей для стимулирования технологических инноваций. Глобальную торговлю и логистику можно сделать эффективной, инклюзивной и справедливой, главное – воспользоваться подходящим моментом для внедрения TradeTech», — указывают авторы отчета.  


Виталий Мосеев