В первой части статьи шла речь о технологиях, которые могут принести самый быстрый эффект отрасли международной торговли, испытывающей в наши дни серьезное напряжение как из-за негативных последствий COVID-19, таких как закрытие границ и остановка предприятий, так и из-за позитивных — а именно из-за роста интернет-торговли. В этой части речь пойдет о технологиях, способных дать максимальный эффект на долгосрочном горизонте.
Без искусственного интеллекта, как без рук
По мнению авторов отчета Mapping TradeTech: Trade in the Fourth Industrial Revolution, технологии искусственного интеллекта (ИИ) упростят процедуры передвижения товаров через границы и помогут выявить сложные закономерности, например, зависимость колебания цен на товары от различных не всегда очевидных условий.
По мнению авторов исследования ИИ также усложнит торговлю контрафактными и контрабандными товарами. Нейронные сети займутся поиском нелегальной продукции, понимая контекст торговых взаимоотношений и ситуаций, идентифицируя подозрительные паттерны в структурированных и неструктурированных данных.
Еще одной задачей для ИИ станет эволюция сервисных функций и автоматизация процессов и операций с низкой добавленной стоимостью. например, исполнение функций бэк-офиса, выдача кредитов, обработка счетов и т.д.
Уже сейчас искусственный интеллект помогает участникам трансграничной торговли улучшать эффективность.
Так, министерство торговли Турции в 2020 году представило платформу Easy Export Platform (EEP) на основе ИИ. Она заменяет труд нескольких штатных аналитиков. Решение упростит выход на зарубежные рынки для малого и среднего бизнеса, а крупным предприятиям поможет оптимизировать поставки. Систему научили анализировать спрос на 5400 товаров в 190 странах мира. Во внимание принимаются востребованность аналогичной продукции, тарифы, нетарифные правила, легкость выхода на рынок и регулирование в стране заказчика. EEP подскажет производителю, какую продукцию и на рынки каких стран поставлять выгоднее. EEP обновляется благодаря анализу 15 внутренних и зарубежных источников и обучается с помощью алгоритмов машинного обучения.
Интеллектуальная платформа Dorabot AI-CLP помогает персоналу на экспортном складе загрузить в контейнер как можно больше товара. Необходимо лишь выбрать шаблон: указать тип контейнера, размер паллет и некоторые другие параметры. Система автоматически спланирует оптимальное расположение товара внутри контейнера и представит визуализацию в PDF, видео или 3D-модели. Данными можно поделиться с партнерами. Используя Dorabot AI-CLP оператор океанского грузового лайнера в Шэньчжэне повысил эффективность операций по консолидации и погрузке трансграничных грузов на 9%.
Импортерам же помогает модель нейронной сети DATE (Dual Attentive Tree-Aware Embedding), разработанной группой таможенных дата-аналитиков BACUDA (BAnd of CUstoms Data Analysts). Она определит, насколько недооценен импортный товар и выявит методы получения дополнительного дохода. DATE оценивает легальность происхождения грузов, классифицирует и ранжирует нелегальные торговые потоки и т.д. Точность определения нелегальных товаров у DATE достигает 92,7%.
Роботов загружают работой
По мнению менеджеров, участвовавших в исследовании WEF и отвечавших на вопросы аналитиков, роботизация, как ИИ, будет способствовать автоматизации операций с низкой добавленной стоимостью. Логистические компании уже используют роботов и дронов для инвентаризации и перемещения грузов (загрузка, разгрузка, укладка на поддоны и распаковка паллет). Некоторые дроны и роботы справляются с задачами автономно, без человеческой помощи. В результате физическим трудом на складе будет занято меньше людей, а штат сотрудников, управляющих и контролирующих работу новейшей техники, вырастет.
Правда, из-за дороговизны технологии пока внедряются не массово и значительного влияния на отрасль не оказывают. Особенно это характерно в развивающихся странах, где труд ценится невысоко, поэтому и стимулов для замены человеческого труда машинным меньше.