Page ID: 10622
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Вид сверху

Цифровизация потребует мобилизации образовательных ресурсов

К 2024 году в российских вузах будет открыто 120 тыс. бюджетных мест по специальностям в сфере ИТ. К этому же времени новую специальность получат и не менее 100 тыс. участников проекта «Цифровые профессии». Но текущая потребность в ИТ-специалистах в России оценивается от 500 тыс. до 1 млн. человек, поэтому решать проблему необходимо со школьной скамьи и при участии бизнеса. Об этом в интервью cdo2day рассказала Юлия Горячкина, заместитель директора по направлению «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая Экономика».

– Как в России меняется ситуация с ИТ-кадрами? Можете ли вы ее сравнить с ситуацией, например, в Евросоюзе?

– В России ИТ-специалисты составляют 2,4% от экономически-активного населения. В 2019 году общая численность ИКТ-кадров в России составила около 1,8 млн человек, из которых 950 тыс. заняты в IT-сфере в организациях различных отраслей экономики и в госучреждениях, 500 тыс. заняты в IT-отрасли и еще 350 тыс. – в сфере телекоммуникаций. Такие данные озвучили эксперты Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий.

В сравнении с Евросоюзом показатели России несколько ниже. Например, в среднем по ЕС количество занятых в ИКТ составляет 3,9% от экономически активного населения. Несколько лучше ситуация обстоит в Норвегии (4,5%) Великобритании (5%) и Финляндии (7%). Но и эти цифры свидетельствуют о дефиците кадров.

Даже США сталкиваются с нехваткой ИТ-кадров. Так, в стране ежегодно закрывается лишь 40 тыс. вакансий в ИТ-сфере. При этом текущие потребности США оцениваются в 240 тыс. таких специалистов. Это значит, что 200 тыс. рабочих мест остаются вакантными, так как компании не могут найти подходящих сотрудников.

Отмечу, что дефицит айтишников на рынке труда во всем мире будет наблюдаться еще несколько лет, пока вузы и учреждения дополнительного профессионального образования не подготовят достаточное количество специалистов. Бизнес, кстати, занимает здесь особое место, заполняя пробелы государственной системы образования своими курсами и программами. В экономическом смысле дефицит ИТ-кадров приводит к замедлению развития многих отраслей экономики, тормозит цифровизацию предприятий и связанный с нею потенциальный экономический рост.

– Специалистов какого профиля в России не хватает особенно остро?

– Исследования рекрутинговых компаний свидетельствуют о том, что на рынке остро не хватает разработчиков на различных языках программирования: Python, Java и прочие, а также DevOps-инженеров (автоматизируют процессы выхода ИТ-продукта на всех этапах: от разработки до выпуска и доставки конечным пользователям). Зарплаты таких специалистов доходят до 200-250 тыс. рублей в месяц. Также компаниям цифровой экономики не хватает бизнес-аналитиков, которые могли бы поставить задачи для тестировщиков и «перевести» их с технического языка на «нормальный».

– Как вы считаете, что стало предпосылкой к резкому росту спроса на ИТ-специалистов?

– До 2010 года с ИТ-кадрами было относительно спокойно. Затем банки наметили курс на цифровизацию. За ними последовали телеком операторы, ритейл, открытые центры разработки и крупнейшие ИТ-компании России (Яндекс, Mail.ru Group, Сбербанк и т.д.). Причем последние начали развивать экосистемы и сервисы для диверсификации бизнеса, что тоже потребовало привлечения большого количества ИТ-специалистов. В целом, эти отрасли, активно переводящие процессы и сервисы в «цифру», во многом и ответственны за резкий рост спроса на «айтишников».

– Правительство РФ и Минцифры для реализации программы «Цифровая экономика» готовы увеличить количество бюджетных мест для подготовки студентов по ИТ-специальностям с нынешних 80 тыс. до 120 тыс. к 2024 году. Какие еще меры предпринимаются?

– Действительно, мы резко увеличили количество бюджетных мест для студентов, выбравших ИТ-специальности. В 2019 году таких мест было 40 тыс., в 2020-м – 60 тыс, в 2021 году — 80 тыс. К 2024 году будет открыто 120 тыс. бюджетных мест.

Однако этого пока недостаточно для удовлетворения запроса со стороны рынка. Нехватка ИТ-специалистов в России оценивается разными экспертами от  500 тыс. до 1 млн ежегодно.

Поэтому есть и другие меры.  Одна из самых действенных, на наш взгляд, – это программы дополнительного профессионального образования. По ним к 2024 году планируется подготовить не менее 100 тыс специалистов. Речь, в частности, идет о Проекте «Цифровые профессии».

Справка о проекте «Цифровые профессии»

Проект «Цифровые профессии», оператором которого выступает Центр компетенций по кадрам для цифровой экономики “Университет 2035”  реализуется в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика РФ» и нацелен на решение приоритетных задач государства в области подготовки кадров:

– помощь отраслям, регионам и компаниям в развитии кадрового потенциала с нужными им компетенциями;

– профессиональное развитие и содействие в трудоустройстве граждан, заинтересованных в получении дополнительной ИТ-профессии;

– развитие системы дополнительного профессионального образования в сегменте цифровой экономики и т.д.

Направления подготовки включают дефицитные специальности в таких областях, как программирование и создание ИТ-продуктов, Большие данные, интернет вещей, виртуальная и дополненная реальность, нейротехнологии и т.д. 

Один курс состоит из нескольких цифровых блоков. Цифровой блок – это определенный модуль, изучение которого позволит студентам постепенно набирать компетенции в программировании, анализе алгоритмов и использовать знания на практике.

Каждый курс программы рассчитан на 250 часов для взрослых. Учебные материалы подготовили эксперты от бизнеса и от топовых вузов России. 

Слушатель курса «Цифровых профессий» получает не только востребованные на рынке компетенции, но и компенсацию за обучение. Стоимость курса составляет около 140 тыс. рублей. Половину стоимости субсидирует государство, а вторую половину слушатель вносит сам или за него это делает заинтересованный работодатель. 

Отмечу, что мы шагаем в ногу со временем, похожую инициативу ранее запустил Google: ИТ-компания выделяет деньги и ресурсы для переобучения населения цифровым навыкам и даже ищет рабочие места слушателям своих курсов. 

Итого, вместе с вузами (120 тыс.) и проектом «Цифровые профессии» (около 100 тыс.) в России к 2024 году будет подготовлено более 220 тыс. новых ИТ-специалистов. Не стоит забывать и о том, что свою лепту внесут и сами крупнейшие ИТ-компании России. Они обучают граждан новым специальностям, организовывают курсы для населения и т.д. Так что значимый вклад в ликвидацию дефицита внесет бизнес.

– Не секрет, что некоторые вузы работают по старым и не актуальным программам обучения специалистов. В итоге выпускники таких заведений получают знания, непригодные для использования на практике в компаниях и организациях, куда они приходят работать. Как решается проблема актуализации образовательных программ? 

– В рамках деятельности Университета “Иннополис” сейчас активно  разрабатываются новые образовательные программы вузовской подготовки специалистов, это тоже мера федерального проекта “Кадры для цифровой экономики”. 

На базе Университета Иннополис сформирован опорный образовательный центр, цель которого — прокачивать уровень знаний и цифровых компетенций преподавателей вузов, а те, в свою очередь, смогут готовить востребованных ИТ-специалистов с актуальными практическими навыками. Ядро этой подготовки — актуализированные совместно с экспертным сообществом и представителями бизнеса образовательные программы по 12 направлениям: добывающая и обрабатывающая промышленность, медицина, транспорт, образование, ИКТ, сельское хозяйство и т.д.

Повышение квалификации и переобучение педагогов на базе Университета “Иннополис” активно идет уже сейчас.

Мы надеемся, что благодаря обновленным программам подготовки, выпускники вузов будут востребованы в 1С, Яндексе, Сбере, Росатоме, Mail.ru Group и других флагманах цифровой экономики России. 

– Евгений Касперский, выступая на ПМЭФ-2021, говорил, что российская система технического образования выдает лучших в мире программистов. Он предложил решать эту проблему тиражированием университетов и профучилищ. Считаете ли вы эту меру актуальной и рабочей? 

– Участие бизнеса в среднем профессиональном образовании принесет мощный эффект и государство активно ведет политику в этом направлению в формате новых инициатив. Мы, скорее всего, придем к тиражированию профучилищ, предварительно «прокачав» их цифровые компетенции. 

Что касается качества технического образования в России, то приведу на этот счет распространенное мнение: если у вас трудная задача в программировании, то поручите ее американцам, если очень трудная — то китайцам, если считаете, что задача невыполнима, — то отдайте ее русским. Подтверждают этот тезис и успехи команд наших разработчиков на ИТ-соревнованиях мирового уровня: Top Coder, Google Code Jam , Microsoft Imagine Cup и многих других. 

– Кроме вузов и сузов есть еще и школы. Как вы приобщаете детей к ИТ-специальностям? 

– Для школьников АНО “Цифровая экономика” совместно с компаниями-лидерами цифровой трансформации создало всероссийский образовательный проект в сфере информационных технологий «Урок Цифры». Проект помогает детям в игровой, мультимедийной форме познакомится с множеством передовых технологий: робототехника, самоуправляемый транспорт, искусственный интеллект, нейросети и так далее. То есть, школьники реально могут примерить на себя определенную ИТ-профессию: например, разработчика беспилотного транспорта, специалиста, оптимизирующего процессы предприятия, увлечься, а потом, возможно и выбрать свое будущее в сфере ИТ. 

Примечательно, что Илон Маск тоже приобщает детей к информационным технологиям. С 2014 года на базе его компании SpaceX работает школа Ad Astra («К звездам» на латыни). Дети изучают проектирование систем искусственного интеллекта, роботов, стратегии по созданию успешного высокотехнологичного бизнеса с нуля и т.д. В школе учится порядка 50 человек.

По сути, Маск делает ту же работу, что и мы. Только тренажерами нашего проекта воспользовались более 38 миллионов пользователей, мы работаем на более широкую аудиторию.

– Каковы ваши планы по развитию инструментов, которые позволят подготовить дополнительное количество квалифицированных кадров для цифровой экономики?

– На базе АНО «Цифровая экономика» действует рабочая группа «Кадры для цифровой экономики», возглавляемая Борисом Нуралиевым, директором компании «1С». Мы проводим экспертизу инициатив, проектов и документов, касающихся отрасли образования, сверяем ожидаемые результаты от внедрения образовательных проектов с планируемыми и т.д.

Один из новых проектов, который планируется запустить – это «Цифровые кафедры». Цель проекта – подготовить востребованных на рынке ИТ-специалистов в сжатые сроки и не хуже, чем при фундаментальном вузовском образовании.

Безусловно, роль государства и вузов в решении кадровой проблемы цифровой экономики крайне велика. Но при коллаборации и синхронизации действий государства, образовательных учреждений с бизнесом — нам удастся значительно сократить дефицит кадров и добится мощных побед вместе.

Беседовал Виталий Мосеев