Каждый курс программы рассчитан на 250 часов для взрослых. Учебные материалы подготовили эксперты от бизнеса и от топовых вузов России.
Слушатель курса «Цифровых профессий» получает не только востребованные на рынке компетенции, но и компенсацию за обучение. Стоимость курса составляет около 140 тыс. рублей. Половину стоимости субсидирует государство, а вторую половину слушатель вносит сам или за него это делает заинтересованный работодатель.
Отмечу, что мы шагаем в ногу со временем, похожую инициативу ранее запустил Google: ИТ-компания выделяет деньги и ресурсы для переобучения населения цифровым навыкам и даже ищет рабочие места слушателям своих курсов.
Итого, вместе с вузами (120 тыс.) и проектом «Цифровые профессии» (около 100 тыс.) в России к 2024 году будет подготовлено более 220 тыс. новых ИТ-специалистов. Не стоит забывать и о том, что свою лепту внесут и сами крупнейшие ИТ-компании России. Они обучают граждан новым специальностям, организовывают курсы для населения и т.д. Так что значимый вклад в ликвидацию дефицита внесет бизнес.
– Не секрет, что некоторые вузы работают по старым и не актуальным программам обучения специалистов. В итоге выпускники таких заведений получают знания, непригодные для использования на практике в компаниях и организациях, куда они приходят работать. Как решается проблема актуализации образовательных программ?
– В рамках деятельности Университета “Иннополис” сейчас активно разрабатываются новые образовательные программы вузовской подготовки специалистов, это тоже мера федерального проекта “Кадры для цифровой экономики”.
На базе Университета Иннополис сформирован опорный образовательный центр, цель которого — прокачивать уровень знаний и цифровых компетенций преподавателей вузов, а те, в свою очередь, смогут готовить востребованных ИТ-специалистов с актуальными практическими навыками. Ядро этой подготовки — актуализированные совместно с экспертным сообществом и представителями бизнеса образовательные программы по 12 направлениям: добывающая и обрабатывающая промышленность, медицина, транспорт, образование, ИКТ, сельское хозяйство и т.д.
Повышение квалификации и переобучение педагогов на базе Университета “Иннополис” активно идет уже сейчас.
Мы надеемся, что благодаря обновленным программам подготовки, выпускники вузов будут востребованы в 1С, Яндексе, Сбере, Росатоме, Mail.ru Group и других флагманах цифровой экономики России.
– Евгений Касперский, выступая на ПМЭФ-2021, говорил, что российская система технического образования выдает лучших в мире программистов. Он предложил решать эту проблему тиражированием университетов и профучилищ. Считаете ли вы эту меру актуальной и рабочей?
– Участие бизнеса в среднем профессиональном образовании принесет мощный эффект и государство активно ведет политику в этом направлению в формате новых инициатив. Мы, скорее всего, придем к тиражированию профучилищ, предварительно «прокачав» их цифровые компетенции.
Что касается качества технического образования в России, то приведу на этот счет распространенное мнение: если у вас трудная задача в программировании, то поручите ее американцам, если очень трудная — то китайцам, если считаете, что задача невыполнима, — то отдайте ее русским. Подтверждают этот тезис и успехи команд наших разработчиков на ИТ-соревнованиях мирового уровня: Top Coder, Google Code Jam , Microsoft Imagine Cup и многих других.
– Кроме вузов и сузов есть еще и школы. Как вы приобщаете детей к ИТ-специальностям?
– Для школьников АНО “Цифровая экономика” совместно с компаниями-лидерами цифровой трансформации создало всероссийский образовательный проект в сфере информационных технологий «Урок Цифры». Проект помогает детям в игровой, мультимедийной форме познакомится с множеством передовых технологий: робототехника, самоуправляемый транспорт, искусственный интеллект, нейросети и так далее. То есть, школьники реально могут примерить на себя определенную ИТ-профессию: например, разработчика беспилотного транспорта, специалиста, оптимизирующего процессы предприятия, увлечься, а потом, возможно и выбрать свое будущее в сфере ИТ.
Примечательно, что Илон Маск тоже приобщает детей к информационным технологиям. С 2014 года на базе его компании SpaceX работает школа Ad Astra («К звездам» на латыни). Дети изучают проектирование систем искусственного интеллекта, роботов, стратегии по созданию успешного высокотехнологичного бизнеса с нуля и т.д. В школе учится порядка 50 человек.
По сути, Маск делает ту же работу, что и мы. Только тренажерами нашего проекта воспользовались более 38 миллионов пользователей, мы работаем на более широкую аудиторию.
– Каковы ваши планы по развитию инструментов, которые позволят подготовить дополнительное количество квалифицированных кадров для цифровой экономики?
– На базе АНО «Цифровая экономика» действует рабочая группа «Кадры для цифровой экономики», возглавляемая Борисом Нуралиевым, директором компании «1С». Мы проводим экспертизу инициатив, проектов и документов, касающихся отрасли образования, сверяем ожидаемые результаты от внедрения образовательных проектов с планируемыми и т.д.
Один из новых проектов, который планируется запустить – это «Цифровые кафедры». Цель проекта – подготовить востребованных на рынке ИТ-специалистов в сжатые сроки и не хуже, чем при фундаментальном вузовском образовании.
Безусловно, роль государства и вузов в решении кадровой проблемы цифровой экономики крайне велика. Но при коллаборации и синхронизации действий государства, образовательных учреждений с бизнесом — нам удастся значительно сократить дефицит кадров и добится мощных побед вместе.
Беседовал Виталий Мосеев