Авторы Edmarket.Digital-2020 объясняют такое расхождение тем, что часть денег в онлайн-образовании остается в серой зоне, в частности, плата за репетиторские c2c-услуги («скайп-репетиторство»), или с трудом поддается подсчету, по иным причинам, например, в корпоративном сегменте — ввиду общей непрозрачности b2b-платежей для внешнего анализа.
Тем не менее все аналитики уверены, что темпы роста рынка онлайн-образования в России в ближайшие годы будут измеряться двузначными цифрами — от 12 до 27% в год. На рабочем интенсиве «Зимний Остров» в декабре 2019 года консенсус-оценка EdTech-сообщества составила 20-25% ежегодного роста в течение ближайших лет. Причем все эти оценки давались до пандемии COVID-19 и не учитывали ее влияние.
Новые инструменты оценки эффективности обучения
Традиционное образование не дает понять, какой из используемых методов более эффективен. «Можно собрать данные, но это дорого и таких исследований мало. Skyeng, имея сотни тысяч учеников, может ставить эксперименты, чтобы понять какой из методов работает, а какой нет и собрать доказательную базу. Например, в какой последовательности стоит изучать времена английский», — пояснил Ларьяновский.
По словам Ларьяновского, у Skyeng показатели эффективности, больше, чем у оффлайн-школ, там в среднем человек занимается от 1,5 до 4 месяцев, в Skyeng – 11 месяцев по два раза в неделю. «За это время больше шансов, что человек выучит язык, чем за пару месяцев, так как количество информации, которое человек может усвоить за единицу времени ограничено», — добавил Ларьяновский.
В первые годы работы в Skyeng прослушивался и оценивался каждый урок. Сейчас за сутки проходит 30 тысяч уроков, прослушать их все невозможно, поэтому онлайн-школа стала оценивать эффективность преподавания с помощью искусственного интеллекта. По словам Ларьяновского, сейчас все уроки Skyeng оцениваются автоматически: отвлекался ли учитель во время урока, смотрел ли он на ученика или же, например, в свой смартфон, есть ли отвлекающие предметы в поле зрения камеры. «Мы следим за тем, сколько времени говорят ученик и учитель, на каком языке они говорят, какие упражнения пропускают. Каждые несколько занятий ученик проходит тест, это позволяет нам отследить насколько хорошо он усвоил материал. Автоматический контроль качества позволяет сократить расходы на отслеживание качества и сократить брак в обучении»,- прокомментировал Ларьяновский.
Быстрый эффект для традиционного образования
Область образования, которая может быть автоматизирована в первую очередь — это домашние задания,по мнению Ларьяновского. В среднем, на проверку домашнего задания школьный учитель тратит 2-4 часа в день. Во время карантина Skyeng вместе с издательством «Просвещение» запустили проект по проверке домашнего задания, выполнение которого происходит в специальной интегративной тетради. За шесть недель карантина было проверено 10 млн заданий, всего в проекте участвовало два миллиона учеников и 80 000 учителей. В рамках проекта были оцифрованы рабочие тетради учителей, теперь они могут назначить домашнее задание в один клик.
Кроме того, что это освободило учителей от рутины, выросло и качество проверки домашних заданий. По предварительным данным Skyeng, учителя пропускают около 25% ошибок. В ближайшем будущем Skyeng научится распознавать почерк в сканах или фотографиях детских тетрадей.
В обучении очень важна скорость обратной связи после совершения учеником ошибки, а автоматическая проверка домашних заданий позволяет указать на ошибку еще при выполнении задания, что позволяет сразу ее исправить и положительно влияет на качество обучения. «Мы улучшаем качество домашних заданий для детей тем, что даем сразу обратную связь, еще в процессе выполнения задания», — подчеркнул Ларьяновский.
Другая важная особенность состоит в том, что такие задания невозможно списать. Школьники активно пользуются возможностью списывать — за год сайты, где можно скачать уже готовое домашнее задание, посещают более 1,5 миллиарда раз. Система же антифрод SkyEng генерирует каждому ученику свой вариант домашнего задания, что исключает возможность списывания.
«Все эти технологии уже применяются в обычной школе, граница между онлайн и офлайн обучением уже не существует. Есть только старое и новое образование», — заключил Ларьяновский.
Не все так просто