Page ID: 3016
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Секреты фирм

Школа осваивает цифровые подходы

Фото: А.Астахова

Использование цифровых технологий в образовании (EdTech) – молодой и перспективный рынок, он находится в числе немногих, чье развитие стимулировала пандемия. Но и до неё игроки привлекали много миллионные инвестиции, а на рынок выходили крупные IT-компании, в числе которых – «Яндекс» с сервисом «Учебник»

Современная российская школа мало чем отличается от своей советской предшественницы: те же подходы, те же методики, практически те же учебники и учителя. Особенно это касается российских регионов, где доходы населения в среднем ниже столичных и зачастую отсутствуют альтернативы бесплатным школам – лицеи и частные учебные заведения.

Дарья Тросникова

Казалось бы – дань традициям это неплохо, однако подходы к образованию, созданные в индустриальном XX веке не способны подготовить человека к жизни в постоянно меняющимся VUCA-мире XXI века – века интернета, ТикТока, пандемии и пугающей нестабильности. 

Поэтому в последние годы на российском рынке начали появляться современные онлайн-школы и учебные платформы – в них преподают московские учителя, занятия проводятся на интерактивной платформе, ученики вовлекаются в процесс и по окончании могут сдавать ЕГЭ на максимальное количество баллов и поступать в крупнейшие вузы. 

Инвестиции в изменения

В 2019 году EdTech компании привлекли рекордные объемы инвестиций — $18,66 млрд (годом ранее — $16,34 млрд). EdTech — популярное направление для частных impact-инвестиций, т.е. для вложений состоятельных людей в общественно значимые направления. Так, визионеры-инвесторы и идеологи Кремниевой долины вкладываются в EdTech-платформы, сотрудничают со школами, реформируют программы.

Рынок EdTech стремительно растет. Сооснователь «Нетология групп» Максим Спиридонов рассказывал, что еще до пандемии исследовательская группа EdMarket и TalentTech прогнозировала что рынок онлайн-образования вырастет с 38,5 млрд руб. в 2019 году до 60 млрд руб. в 2023 году. Но пандемия придала рынку еще более существенное ускорение. Например, в четвертом квартале 2020 года аудитория одной только онлайн-школы «Фоксфорд» выросла год к году в два раза, рассказывал CEO онлайн-школы Андрей Сизов. 

 

Учебник от «Яндекса»
Яндекс.Учебник можно использовать даже в необорудованных сельских школах, например, для индивидуализации заданий на дом // О.Салий/PhotoXPress/East News

Одно из таких цифровых решений в России – Яндекс.Учебник. Это бесплатная платформа для обучения по основным школьным предметам. Она позволяет учителям в любом российском регионе учить детей в современном формате, давать им интерактивные задания, следить за выполнением заданий и помогать применять полученные уроки и навыки в реальной жизни. 

По данным «Яндекса», Учебником уже воспользовались более 100 000 учителей и 1,9 млн учеников из 20 000 школ в 48 регионах России. Проект не монетизируется – для пользователей Учебник доступен бесплатно в рамках образовательной инициативы Яндекса.

«Мы хотели создать решение, которое бы помогало учителю в рутинных действиях, высвобождая время для творческих задач и общения с детьми. Наша основная задача, как ни банально это звучит, была следующей — сделать полезный инструмент для педагога. В итоге мы создали продукт, который хорошо вписывается в существующий учительский опыт: Яндекс.Учебник состоит из карточек с заданиями, которые являются привычным для учителей форматом работы», – рассказывает директор по продвижению образовательных инициатив «Яндекса» в органах власти Дмитрий Растворов, – «Мы, в свою очередь, с помощью технологий постарались сделать инструмент, который не только давал бы педагогам уникальный контент, но и помогал ориентироваться в этом контенте, выбирать те карточки, которые позволят формировать предметные навыки и метапредметные умения по математике и русскому языку. Со временем в Яндекс.Учебнике появились новые предметы: окружающий мир, музыка, география».

Есть много сценариев для работы с Яндекс.Учебником, в том числе в сочетании с традиционными методами. Например, в условиях ограниченных ресурсов достаточно, чтобы в классе было рабочее место учителя, оснащенное компьютером с доступом в интернет и интерактивной доской. Педагог может показывать задание из Яндекс.Учебника ученикам на экране, а те могут решать его в тетрадях или выходить к доске. Еще один формат, наиболее распространенный в школах страны – когда учителя назначают с помощью Яндекс.Учебника ученикам задание на дом.

В разработке материалов участвуют методисты и эксперты, с тем, чтобы ученик мог добивался прогресса в школьных навыках. Для творческих учителей методисты готовят нестандартный контент. Например, задания про женщин, которые изменили мир, квест про дроби «День радио», лингвистический кружок и т.д. 

Яндекс.Учебник входит в образовательную инициативу Яндекса — программу улучшений образовательной среды с помощью технологий. С 2020 по 2022 год Яндекс намерен вложить в образовательные проекты более пяти миллиардов рублей и подготовить 100 тысяч специалистов для российской IТ-индустрии

Директор по продвижению образовательных инициатив «Яндекса» в органах власти Дмитрий Растворов

Технологии позволяют оптимизировать и упростить рутинную работу учителя. «В Яндекс.Учебнике проверка и отображение результатов решения учениками заданий происходит автоматически. Причем учитель видит не только вердикт – решил или не решил, но и время решения и количество затраченных попыток. На основе этой информации учитель уже может принимать решения об оценке или о том, какие еще задания можно дать ученикам», – говорит Растворов, – «А еще учитель может выдавать разные занятия разным ученикам, то есть фактически платформа позволяет реализовывать индивидуальный подход в удобном учителю и ученику формате».

Во время продвижения своего продукта создатели Учебника встречали и непонимание со стороны учителей: не все оказались готовыми к инновациям в своей работе. «Как любой новый продукт, мы сталкивались с большим количеством сомнений со стороны педагогического сообщества и управленцев, которые работают в школах или в органах управления образования в регионах. Нам не доверяли, ведь о нашем продукте никто ничего не знал. Мы отвечали на огромное количество вопросов и проводили просветительскую работу: нужно было буквально ногами дойти до учителей, рассказать им о возможностях, преимуществах, о функционале Яндекс.Учебника, о его пользе для педагога. Это непростая задача», – вспоминает Растворов.

 

EdTech в мире

В своем исследовании EdMаrket и TalentTech выделили несколько крупных мировых игроков: Age of Learning, BlackBoard Learn, Byju’s, ClassDojo, Classteacher Learning Systems, Courserа и других.

Эксперты, опрошенные во время этого исследования выделили несколько мировых центров притяжения для мировой индустрии онлайн-образования. На середину 2018 года ими были Пекин, район залива Сан-Франциско с Кремниевой долиной, Нью Йорк, Бостон, Лондон и Шанхай. 

Одну из самых больших сделок на рынке заключил год назад китайский стартап Yuanfudao, который получил $1 млрд на развитие своей платформы для онлайн-обучения в школах. Стартап оценили в $7,8 млрд.

К середине ноября 2020 в мировом EdTech насчитывалось 20 стартапов-единорогов. Лидировали в этом списке компании из Китая и Индии, а за ними уже шли американские. 

Среди американских компаний-единорогов есть известный американский стартап Duolingo, оцененный в $2,4 млрд. Компания предлагает учить английский, французский, испанский или немецкий в игровой форме, у нее есть своя платформа для школ, тесты, результаты которых принимают университеты. Другой американский единорог, Udemy оценен в $3,3 млрд. 

Один из главных мировых трендов на рынке Ed-Tech – использование больших данных и искусственного интеллекта, пишет RusBase. Благодаря тому, что в разгар пандемии доля онлайн-образования резко увеличилась, для алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта сформировалась достаточная база данных для анализа и работы. 

Используют эти решения, чтобы корректировать произношение при изучении иностранных языков или, например, отслеживать внимание ученика через камеру во время обучения. Кроме того, искусственный интеллект все чаще используют для автоматизации аттестации и оценки сданных работ. Это сильно снижает нагрузку на учителей, и дает практически мгновенные результаты аттестуемым.

Обработка и аналитика данных с помощью искусственного интеллекта позволяет делать множество разных выводов и дает понимание ситуации. Это позволяет отслеживать прогресс учеников и выявлять общие тенденции. Благодаря этим данным педагоги могут составлять персонализированные планы уроков, прогнозировать результаты обучения.


Концепция VUCA-мира (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity — нестабильность, неопределённость, сложность и неоднозначность) говорит о непредсказуемости событий в современном сложном мире.