Page ID: 1834
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Практика

Российские города поумнеют благодаря транспорту

Фото: Konstantin Kokoshkin/East News

Интеллектуальные транспортные системы, на сегодняшний день - не самая сильная сторона российских городов. Регионам часто не по карману «тяжелые» системы, используемые в столице. Однако, и для них есть решения, которые заставят транспорт «поумнеть»

Для развития современного умного города транспортная инфраструктура – один из самых важных факторов. Так, Еврокомиссия называет создание устойчивой городской мобильности первым приоритетом инициативы, связанной с умными городами. 

Между тем, в рейтинге умных городов, представленном недавно Минстроем, анализирующем динамику показателей IQ российских городов по 10 разным направлениям, показатель развитости «умного городского транспорта» находится лишь на шестом месте со средним баллом 2,8 из 10, уступая не только инфраструктуре сетей связи (9,15), но и, к примеру, «умному ЖКХ» (6,24) или «интеллектуальным системам общественной безопасности».

Первое место в рейтинге Минстроя уже второй год ожидаемо занимает Москва. В столице на технологическое  оснащение дорог ежегодно тратится несколько миллиардов рублей. Например, для установки камер, внедрения систем фото- и видеофиксации, систем распознавания лиц или считывания MAC-адресов устройств пассажиров общественного транспорта. А до 2023 года город дополнительно выделит 28,5 млрд рублей на развитие системы видеонаблюдения в рамках реализации программы «Умного города».

 

Региональные особенности
Системы видеоаналитики в салоне позволяют подсчитывать количество пассажиров в режиме реального времени // Aleksej Malgavko/Vedomosti/PhotoXPress/East News

Из индекса Минстроя виден большой потенциал, который есть в регионах в части улучшения IQ из транспортных систем. Но, по словам основателя компании «Транснетик» Виталия Полторацкого, регионы не могут себе позволить такие траты, как Москва, которая работает с системами тяжелого класса. Интеграция таких решений на единицу транспорта стоит до полумиллиона рублей. Регионам же, по его мнению, это и не нужно, потому как там другой уклад жизни и другие правонарушения.

«Допустим, в Ярославской области камера, установленная в автобусе, зафиксировала, что автобус перевез 300 человек, а кондуктор утверждает, что их было 200. То есть выручку за 100 человек кондуктор и водитель положили в карман. Разница в выручке при стоимости проезда в 20 рублей небольшая, но за месяц убыток составит уже 60 000 руб., а это уже стоимость комплекта нашего оборудования. А в Москве устанавливаются решения, которые больше нигде в России востребованы не будут», — рассуждает он.

Полторацкий рассказал, что сейчас во многих регионах России начинаются проектирование и создание интеллектуальных транспортных систем. В рамках этой программы создаются единые центры управления, где есть модуль управления интеллектуальной транспортной системой в условиях нештатных ситуаций, он как раз часто и строится на базе решений «Транснетика».

 

Транспортный цифровизатор

«Транснетик» — системный интегратор и разработчик программного обеспечения для интеллектуальных транспортных систем. Головная компания группы компаний «Транснет-IQ», «АМТ-Групп» была основана в 2014 г., и по данным СПАРК ее выручка в 2019 году составила 23 млн руб., а чистая прибыль — почти 11 млн. 

До создания «Транснетика» Полторацкий работал в одном из ведущих НИИ Минобороны, а после увольнения в запас занимался коммерциализацией системы ГЛОНАСС. 

«Я возглавлял коллектив молодых ученых, который занимался проектом по созданию первой интеллектуальной транспортной системы Москвы в 2011 году, автоматизировали логистический транспортный центр в Сочи к Олимпийским играм. Также мы делали отдельные проекты для Минтранса, вели нормативную работу по написанию ГОСТов, а потом создали свою компанию», — вспоминает предприниматель. 

Одним из первых проектов непосредственно «Транснетика» стало решение для цифровизации дорожного движения города, разработанное в 2016 году. На основе разработанных решений, компания создала региональную навигационно-информационную систему (РНИС), систему мониторинга и видеонаблюдения, а также систему координации пассажирских перевозок, которые стали внедрять в Пермском крае, в Рязанской и Курской областях, а также в ряде других регионов.

«Транснетика» разрабатывает технологию и аппаратно-программный комплекс, а камеры и вычислительные устройства закупает у других вендоров, например, у отечественного производителя «Интегра-С». В зависимости от комплектации такая система стоит 70-80 тысяч рублей для одного автобуса, по словам Полторацкого. 

«Компания также получила грант от фонда Бортника на развитие датчиков видеоаналитики и сейчас работает над созданием собственного производства видеокамер с функциями видеоаналитики», — рассказал Полторацкий. 

 

Реагирование на ДТП
Система анализирует данные с разных датчиков и может понять, когда произошло ДТП // Andrej Gordeev/Vedomosti/PhotoXPress/East News

Одна из наиболее востребованных технологий на сегодняшний день — это распознавание инцидентов на дорожной сети и в транспорте с помощью видеоаналитики. Такие системы не конкурируют с системами фото- и видеофиксации нарушения правил дорожного движения и не выписывают штрафов. Их задача — распознать факт ДТП, выявить предпосылки которые могли послужить его причиной, а также предоставить возможность эффективно управлять ликвидацией последствий за счет автоматизации регламентов. 

Сейчас подсистемы РНИС анализируют информацию с порядка десяти разных типов датчиков: часть применяется снаружи для анализа ситуации, часть — внутри, например, для фиксации забытых вещей. Каждый инцидент, который фиксирует система, описывается десятью параметрами. Анализ этих параметров приводит к автоматическому принятию решения о том, произошло ли дорожно-транспортное происшествие, по словам Полторацкого. 

Он поясняет, что это может быть соприкосновение транспортных средств, деформированные части кузова, вышедшие люди, включенная аварийная система, резкое изменение направления движения и положение автомобиля относительно его первоначального движения. Совокупный анализ этих ситуаций, их сравнение и приводят к принятию системой решения о передаче информации в диспетчерский центр. 

В диспетчерском центре автоматически формируется карточка происшествия, к которой прикрепляется видеозапись момента ДТП, и запускается протокол оповещения транспортных и аварийно-спасательных служб, которые могут устранить ситуацию. 

Если лишь один параметр указывает на возможное ДТП, например, если произошла резкая остановка транспорта, то система отметит ситуацию как тревожную, но в отсутствии других признаков не будет передавать информацию дальше в специализированные службы, по утверждению гендиректора компании-разработчика.


Транспортное облако

Полторацкий говорит, что сейчас компания выступает в качестве поставщика и, наряду с другими подрядчиками, встраивается в единую систему, не являясь оператором данных. Однако в планах «Транснетика» на 2021 год работа над развертыванием коммерческого облака для хранения данных, которое можно будет предлагать операторам дорожной инфраструктуры и эксплуатирующим предприятиям. 

Планы по созданию таких облачных систем в 64-х регионах России утверждены в дорожной карте нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД) по мероприятию «Внедрение интеллектуальных транспортных систем в городских агломерациях с населением свыше 300 тыс. человек». 


Видеоаналитика — направление будущего

Директор технологической практики КПМГ в России и СНГ Сергей Вихарев рассуждает о том, что государственные программы такие, как БКАД, стимулируют использование видеоаналитики именно для обеспечения безопасности: от обстановки на дороге до инцидентов в салоне. 

Решений для транспорта на базе аналитики видеоданных становится все больше из-за снижения стоимости компонентной базы (камер, датчиков, модемов) и развития широкополосных беспроводных сетей связи, справляющихся с передачей видеопотока, в том числе и вне населенных пунктов. 

Не только в Москве, но и в других регионах  внедряются, например, решения от компаний VisionLabs (25,07% компании принадлежит Сбербанку). Для контроля транспортной инфраструктуры, мониторинга дорожно-транспортной ситуации и управления трафиком в рамках проекта «Безопасный город» компания VisionLabs разработала систему LUNA Cars, которая может анализировать транспортный поток как в режиме реального времени, так и через поиск по сохраненной базе данных. VisionLabs получила сертификат МВД для своей биометрической платформы, и теперь ее технология может использоваться в проектах по транспортной безопасности: на железнодорожных вокзалах, в морских и речных портах, автовокзалах и аэропортах, по словам представителя компании. 

В госзакупках для реализации программы «Безопасный город» активно участвуют также компании NTechLab (12,5% контролирует «Ростех») и «Ростелеком». Практически все эти решения уже используют сложную технологию распознавания лиц в потоке.

«В долгосрочной перспективе необходимость в видеоаналитике именно дорожной обстановки должна будет снижаться из-за перехода на connected vehicles (подключенные транспортные средства) и автономные автомобили», — считает Вихарев.

По его словам, мониторинг инцидентов внутри салона при этом должен быть интегрирован с возможностью подсчета пассажиропотока, чтобы в реальном времени обеспечивать данными компании для принятия решений по выводу рейсов на маршрут, выбору транспортных средств подходящей вместимости и для информирования пассажиров, по мнению Вихарева. В том числе, эта возможность будет востребована в рамках перехода на концепцию «мобильность как услуги». Такая комбинация позволит не только решать задачи мониторинга безопасности, но и даст экономический эффект, однако прежде всего необходимо решить вопрос о владении собираемыми данными, поскольку они могут представлять существенный коммерческий интерес и снижать приватность, по заключению представителя КПМГ.

Екатерина Кинякина