CDO2DAY
Секреты фирм

Подконтрольная работа. Как спутниковый мониторинг помогает компаниям сократить затраты

Фото: Unsplash

Спутниковый мониторинг активно используется в России уже почти 20 лет. Технологии отслеживания транспорта и сотрудников помогают сократить издержки компаний порой на 30-50%. И хотя рынок мониторинга уже довольно насыщен, это не мешает ему развиваться, как за счет увеличения параметров мониторинга, так и за счет новых технологий, в частности применения искусственного интеллекта

Технология спутникового мониторинга не нова, первые спутниковые системы появились еще в 70-е годы прошлого века, но использовались в основном для военных целей. Коммерческое использование спутникового мониторинга началось примерно с 2000 годов. Системам позиционирования мобильных устройств по базовым станциям также уже не первый год, рассказывает руководитель направления Транспортных систем и мониторинга «Билайн Бизнес» Максим Кушка.

Для отслеживания перемещения людей или автомобилей есть несколько способов, пояснил он. Самая доступная технология – мониторинг по базовым станциям мобильного оператора. Исходя из расположения базовых станций, направления антенн, используемой частоты и задержки прохождения сигнала от абонента до базовой станции можно рассчитать в какой точке он сейчас находится. По словам Кушка, точность определения зависит от плотности расположения базовых станций, так в городе можно определить местоположение абонента с точностью до 150-250 метров, а за городом – до 500-1000 метров. Точность не высока, но зато для определения местоположения не нужно приобретать дополнительное оборудование или устанавливать специальные программы на мобильный телефон. Достаточно даже простого кнопочного телефона, отметил он.

Чтобы определять местоположение более точно, используется спутниковый мониторинг, рассказал Кушка. Для этого необходим либо специальный прибор – ГЛОНАСС/GPS трекер, либо установка и запуск специального софта на смартфоне сотрудника. Устройство определяет местоположение объекта, а также его скорость и время в пути. По сути, это антенна, которая принимает сигнал со спутниковых глобальных навигационных систем и по сотовой связи передает информацию на сервер системы мониторинга, объясняет он. Кроме информации о местоположении ГЛОНАСС/GPS трекер может передавать и другую полезную информацию: уровень топлива в баке автомобиля, температуру в холодильной камере, данные о состоянии автомобиля, навесного оборудования и др. 

Услуга предоставляется при наличии согласия сотрудников, подчеркнул Кушка.

 

Принцип «одного окна»
Одним из важных способов экономии издержек для транспортной компании является контроль расходования топлива // Depositphotos/East News

«Билайн» предоставляет корпоративным клиентам услуги мониторинга и по ГЛОНАСС/GPS, и по базовым станциям. Это позволяет клиентам использовать единый интерфейс для отслеживания перемещения своих сотрудников и транспорта. В интерфейсе мониторинга «Билайн» можно контролировать перемещение грузов, автотранспорта, сотрудников, ставить задачи, строить оптимальные маршруты для их исполнения и контролировать качество работы, пояснил Кушка. Система позволяет загрузить общий план задач для сотрудников или автотранспорта на сутки или неделю. Использование искусственного интеллекта создаст виртуальную карту задач на карте и автоматически распределит их между сотрудниками или транспортом наиболее оптимальным способом, так чтобы сотрудник или автомобиль проходил наименьшее расстояние в сутки, но при этом выполнял наибольшее количество задач, добавил он.

Использование мониторинга позволяет подсчитать сколько времени фактически затратил на свою работу сотрудник, рассказал Кушка. Например, чтобы рассчитать зарплату водителей с почасовой оплатой недостаточно счетчика моточасов. Например, некоторые водители в обеденный перерыв могут гонять машину на холостом ходу, чтобы сделать вид, что работали. За месяц такой недобросовестный водитель может «нагнать» 20–24 лишних часа. При средней ставке 130 рублей в час предприятие переплачивает водителю 3100 рублей, а за год — 37 400 рублей, подсчитал он.

Этого можно избежать, если установить на машину несколько устройств: трекер отследит маршрут, счетчик моточасов — работу двигателя, датчик топлива покажет его расход, а датчик работы спецмеханизмов — время, в течение которого работал, например, ковш на экскаваторе. Если водитель действительно работал, показания этих счетчиков будут совпадать, добавил Кушка.

Многие автотранспортные предприятия при учете расхода топлива исходят среднего норматива для этого типа автомобиля и количества километров на одометре, рассказывает Кушка. Но нечестные работники могут накручивать километры на одометрах, а «лишнее» топливо сливать. Например, если водитель грузовика Scania накрутит на одометре 25 км в день, то получит 5 «лишних» литров дизельного топлива. За год потери могут составить 1400 литров или 63 400 рублей. По словам Кушка, установив систему спутникового мониторинга от «Билайна» с трекером, датчиками уровня и расхода топлива, можно получать информацию о том, сколько литров топлива водитель залил в бензобак на заправке и сколько израсходовал в пути. При этом датчик уровня топлива в баке отправит оповещение, если этот уровень резко упадет, добавил он.

Также недобросовестные водители могут пользоваться тем, что работа рефрижератора влияет на расход бензина и отключать холодильник, утверждая затем, что он работал на полную мощность, рассказывает Кушка. Проезжая половину пути с отключенным рефрижератором, они могут «сэкономить» на этом до семи литров бензина в день. При цене горючего 44 рублей за литр компания за день может потерять 300 рублей. А за год – более 88 000 рублей с одной машины, отметил он. Следить за температурой в рефрижераторе помогут спутниковый трекер и логгер температуры. Приложение «Билайн» Трекер будет следить за маршрутом, по которому движется автомобиль с продуктами в рефрижераторе, а логгер — за температурой. Если водитель заглушит двигатель или выключит холодильник это можно будет отследить, заключил Кушка.

 

Не только мониторинг 
Рабочее время водителя экскаватора можно расчитывать исходя из данных о том, работал ли ковш // Unsplash

Использование простых технологий отслеживания транспорта позволяет компании сократить издержки как минимум на 15-17%. А если компания использует более сложные сервисы, например, отслеживает не только перемещение машин из своего автопарка, но и уровень топлива, учитывает погодные условия и так далее, то сокращение издержек может достигать 50%, рассказал глава «Автолокатора» Олег Афанаскин. Средние сроки окупаемости установки и использования систем отслеживания транспорта при экономии издержек на уровне 15%-17% составляют около девяти месяцев. Если же компания экономит до 50%, то внедрение технологии может окупиться и за 3-4 месяца, добавил он.

Однако, чтобы добиться такого эффекта от сервисов мониторинга недостаточно просто установить оборудование и софт, необходимо наладить работу всей системы, а также ввести административные меры за нарушение порядка работы водителями – штрафы и премии, замечает Афанаскин.

«Например, один из наших клиентов, работающий в сфере сельского хозяйства, во время тестирования технологии на 100 машинах смог сократить издержки на 30%. Однако после масштабирования проекта на весь автопарк из 3000 машин клиент не только не уменьшил, но даже получил дополнительные расходы. Выяснилось, что он не ввел административные меры, что сделало использование технологии бессмысленным», – рассказывает Афанаскин.

Компания должна прописать в корпоративные политики отслеживание конкретных показателей сотрудников и автотранспорта, таких как контроль рабочего времени сотрудника, стиля вождения, контроль расхода топлива. Сотрудник должен знать какие параметры его работы контролируются, какие штрафы ему грозят за нарушения, и какие бонусы он получит, если показатели будут в норме, согласен Кушка.

 

От мониторинга к анализу

Рынок мониторинга сформировался уже довольно давно и на нем представлены и операторские решения, и специализированные игроки, предоставляющие как готовые пакетные продукты, так и индивидуальные решения под конкретного клиента. На этом рынке работают и автопроизводители, со своими фирменными сервисами, реализованными уже на стадии производства автомобиля, рассказал аналитик iKS-Consulting Максим Савватин.

По словам аналитика, крупные компании, которые профессионально занимаются перевозками и логистикой уже давно используют подобные сервисы, а малый и средний бизнес не всегда может себе такие решения позволить.

Сервисы мониторинга ориентированы в основном именно на крупный и средний бизнес. Разумеется, у крупной компании, деятельность которой связана с большим парком автотранспорта и доставкой продукции, экономия от внедрения таких решений может быть существенна. Основными задачами чаще всего становятся экономия топлива, определение местоположения и сохранности груза, говорит Савватин. 

Рынок перевозок в последние годы, по словам руководителя службы по продуктам М2М/IoT «Билайн Бизнес» Максим Павлов, активно «уберизируется»: крупные перевозчики увеличивают свои автопарки за счёт частных извозчиков, выполняющих заказы по одноразовому заказу с четкими KPI. Это могут быть индивидуальные предприниматели с одной машиной или небольшие компании по 5-30 машин, работающие одновременно на нескольких крупных перевозчиков. В этих случаях от мелких подрядчиков не требуется мониторинг большого числа параметров – достаточно тех, что нужны для определения, выполнены ли KPI по договору подряда.

Исходя из этих рыночных трансформаций, «Билайн» видит потенциал роста рынка за счет индивидуальных решений, созданных под требования заказчика, которые объединяются с его внутренними системами и процессами.

Рынок мониторинга будет развиваться за счет увеличения количества контролируемых параметров, считает Афанаскин. Сейчас, в основном, компании контролируют местоположение и некоторые внешние датчики – подъём кузова, работа внешнего оборудования, например, снегоуборочной техники, пояснил он. Кроме того, расширяться рынок будет за счет более глубокой интеграции со всеми учетными системами клиента. Например, на базе собранных данных, можно автоматически выписывать путевые листки, начислять зарплату, списывать топливо, добавил Афанаскин.

А если использовать элементы искусственного интеллекта в обработке данных, полученных с помощью мониторинга, то можно управлять транспортом на более высоком уровне. Это автоматизация более высокого порядка, можно прогнозировать поломки, выдавать рекомендации, отслеживать тенденции. Это будет особенно востребованным в городских пассажирских перевозках, заключил он.


Елена Никонова