Использование простых технологий отслеживания транспорта позволяет компании сократить издержки как минимум на 15-17%. А если компания использует более сложные сервисы, например, отслеживает не только перемещение машин из своего автопарка, но и уровень топлива, учитывает погодные условия и так далее, то сокращение издержек может достигать 50%, рассказал глава «Автолокатора» Олег Афанаскин. Средние сроки окупаемости установки и использования систем отслеживания транспорта при экономии издержек на уровне 15%-17% составляют около девяти месяцев. Если же компания экономит до 50%, то внедрение технологии может окупиться и за 3-4 месяца, добавил он.
Однако, чтобы добиться такого эффекта от сервисов мониторинга недостаточно просто установить оборудование и софт, необходимо наладить работу всей системы, а также ввести административные меры за нарушение порядка работы водителями – штрафы и премии, замечает Афанаскин.
«Например, один из наших клиентов, работающий в сфере сельского хозяйства, во время тестирования технологии на 100 машинах смог сократить издержки на 30%. Однако после масштабирования проекта на весь автопарк из 3000 машин клиент не только не уменьшил, но даже получил дополнительные расходы. Выяснилось, что он не ввел административные меры, что сделало использование технологии бессмысленным», — рассказывает Афанаскин.
Компания должна прописать в корпоративные политики отслеживание конкретных показателей сотрудников и автотранспорта, таких как контроль рабочего времени сотрудника, стиля вождения, контроль расхода топлива. Сотрудник должен знать какие параметры его работы контролируются, какие штрафы ему грозят за нарушения, и какие бонусы он получит, если показатели будут в норме, согласен Кушка.
От мониторинга к анализу
Рынок мониторинга сформировался уже довольно давно и на нем представлены и операторские решения, и специализированные игроки, предоставляющие как готовые пакетные продукты, так и индивидуальные решения под конкретного клиента. На этом рынке работают и автопроизводители, со своими фирменными сервисами, реализованными уже на стадии производства автомобиля, рассказал аналитик iKS-Consulting Максим Савватин.
По словам аналитика, крупные компании, которые профессионально занимаются перевозками и логистикой уже давно используют подобные сервисы, а малый и средний бизнес не всегда может себе такие решения позволить.
Сервисы мониторинга ориентированы в основном именно на крупный и средний бизнес. Разумеется, у крупной компании, деятельность которой связана с большим парком автотранспорта и доставкой продукции, экономия от внедрения таких решений может быть существенна. Основными задачами чаще всего становятся экономия топлива, определение местоположения и сохранности груза, говорит Савватин.
Рынок перевозок в последние годы, по словам руководителя службы по продуктам М2М/IoT «Билайн Бизнес» Максим Павлов, активно «уберизируется»: крупные перевозчики увеличивают свои автопарки за счёт частных извозчиков, выполняющих заказы по одноразовому заказу с четкими KPI. Это могут быть индивидуальные предприниматели с одной машиной или небольшие компании по 5-30 машин, работающие одновременно на нескольких крупных перевозчиков. В этих случаях от мелких подрядчиков не требуется мониторинг большого числа параметров — достаточно тех, что нужны для определения, выполнены ли KPI по договору подряда.
Исходя из этих рыночных трансформаций, «Билайн» видит потенциал роста рынка за счет индивидуальных решений, созданных под требования заказчика, которые объединяются с его внутренними системами и процессами.
Рынок мониторинга будет развиваться за счет увеличения количества контролируемых параметров, считает Афанаскин. Сейчас, в основном, компании контролируют местоположение и некоторые внешние датчики — подъём кузова, работа внешнего оборудования, например, снегоуборочной техники, пояснил он. Кроме того, расширяться рынок будет за счет более глубокой интеграции со всеми учетными системами клиента. Например, на базе собранных данных, можно автоматически выписывать путевые листки, начислять зарплату, списывать топливо, добавил Афанаскин.
А если использовать элементы искусственного интеллекта в обработке данных, полученных с помощью мониторинга, то можно управлять транспортом на более высоком уровне. Это автоматизация более высокого порядка, можно прогнозировать поломки, выдавать рекомендации, отслеживать тенденции. Это будет особенно востребованным в городских пассажирских перевозках, заключил он.