Сейчас сложно делать какие-то прогнозы относительно будущего этого рынка. Идет вторая волна пандемии, число заболевших растет, власти вводят новые ограничения (например, посещение по QR-кодам и запрет ночной работы для заведений). Дальнейшие ограничения, очевидно, негативно скажутся на рынке общепита и лишь увеличат объем и долю рынка онлайн-заказов готовой еды.
В этих условиях особое внимание стоит обратить на новую модель работы рынка общественного питания – dark kitchen («виртуальная кухня» или «облачная кухня»). Это заведения, работающие только на доставку и принимающие заказы онлайн. Первая такая «темная кухня» появилась относительно недавно — в США в 2015 году. В России первые dark kitchen появились в Петербурге несколько лет назад.
Сейчас кухни, работающие только на доставку, появились у многих ресторанных сетей — это следует из исследования Data Insight — такой формат использует 7% российских ресторанов из числа тех, кто имеет доставку. В среднем рестораны с dark kitchen отправляли в доставку в феврале 2020 года (то есть до всех ограничений) 61% заказов, а рестораны без dark kitchen (из тех, у кого, в принципе, есть доставка) – 26% заказов.
За 2019 год российские рестораны с dark kitchen увеличили количество доставляемых заказов в среднем на 48%, как следует из исследования Data Insight. Объем же доставляемых до двери заказов у остальных ресторанов вырос в среднем на 23% за 2019 год.
Означает ли это, что будущее за ресторанами без залов? Ресторатор Антон Пинский уверен, что рестораны не исчезнут в ближайшее время. По его словам, COVID-19 лишь обнажил основную проблему отрасли — высокие издержки на персонал. Сейчас рестораны значительно сократили фонд оплаты труда, что позволило им пережить первую волну пандемии и вернуться к работе. Кроме того, в ресторан люди идут не только за едой, но и за настроением, поэтому полностью отрасль не уйдет в онлайн.
Тем не менее, пандемию переживут не все рестораны, Так, после первой волны пандемии 20% заведений не пережили ограничений. А новые ограничительные меры, которые продлятся как минимум до января, могут сильно увеличить этот процент. Ведь для многих заведений новогодние праздники были самым важным периодом. За период с 15 декабря по 15 января развлекательные заведения зарабатывают втрое больше обычного месячного заработка, а иногда — в четыре или пять раз больше. Многое будет зависеть от того, как они смогут приспособиться к доставке онлайн-заказов, однако препятствием для рынка могут стать относительно высокие комиссии российских онлайн-платформ.