Возникновение агрегаторов такси породило не только подражателей в других отраслях, но и большие сомнения в экономической «сходимости» этой бизнес-модели. Аналитики во всем мире указывали на огромные инвестиции в Uber, эффективность которого до сих пор не подтверждена выходом на чистую прибыль. Другие указывали на то, что другая цифровая платформа, изменившая свою отрасль, Amazon, чья чистая прибыль долгое время колебалась в районе нуля, но сейчас превысила чистую прибыль оффлайнового гиганта ритейла – Walmart.
Однако, во второй половине 2018 года «Яндекс.Такси» объявила, что стала первой в мире компанией-агрегатором такси, получившей чистую прибыль. Кейс сошелся.
Шулейко считает, что причиной тому стала комбинация нескольких факторов. «Во-первых, в отличие от других, мы делали бизнес на свои деньги. Мы ни разу не привлекали венчурные инвестиции, у нас было несколько попыток, но пока мы это делали мы уже выросли в два раза, и нам нужны были другие деньги, начинался новый раунд, а мы получали финансирование от «Яндекса». “По сути инвестор у нас был один, и довольно придирчивый”, — говорит Шулейко.
По его словам, это воспитало в менеджерах гиперответственность за вложенные деньги: приходилось экономить каждый рубль. Ведь свой бюджет «Яндекс.Такси» защищал ежегодно перед финдиректором «Яндекса» Грегом Абовски. «Защитить у него бюджет – это полтора месяца страданий,потому что он видит каждый рубль, который ты спрятал в бюджете, как заначку».
Вторая причина успеха «Яндекс.Такси», как ни странно, в том, что компания в отличие от конкурентов в основном работала в городах, где средний чек поездки очень низок. “У нас есть города, где средний чек поездки – 70 рублей. Из них наш доход – только 10%” — говорит Шулейко. Понятно, что «Яндекс» не мог себе позволить таких расходов, что и приводило к тотальной оптимизации. «Например, мы определенным образом выбирали технологии, на которых написана платформа, чтобы уменьшить количество необходимых серверов».
Наконец, третий секрет успеха – это тот факт, что «Яндекс.Такси» является частью такой технологической компании, как «Яндекс». С одной стороны – это определенный инженерный ДНК команды. «Из 1500 человек, которые сейчас работают в «Яндекс.Такси», более 30% — это инженеры, — говорит Шулейко. Поэтому компания любую проблему пытается решать прежде всего не наймом людей, а разработкой технологии или какого-нибудь внутреннего оптимизирующего сервиса. Нам бесконечно повезло с командой. Наверное, любой начальник говорит, что у него классная команда, но у нас она в самом деле классная!».
Кроме того, у «Яндекса» огромное количество собственных технологий. Например, у «Яндекса» свои карты. По словам Шулейко, это очень сильно влияет на работу агрегатора. Если он выходит в регион, не имея собственной карты, то сталкивается с массой проблем. А для сервиса такси крайне важно знать маршруты, развороты, знаки, объезды, перекрытия, нумерацию домов и подъездов, шлагбаумную информацию для прогнозирования прибытия машины, для принятия решений. Они лежат в основе всего цикла поездки от момента ее заказа до прибытия на конечную точку. При этом карты едины для всех стран, где работает «Яндекс.Такси». «Например, когда мы запускались в Кот Д’Ивуар в Африке, мы за месяц сделали свои карты — которых там вообще не было».
Или другой пример, когда «Яндекс.Такси» внедряла контроль качества, о котором уже говорилось выше, когда водитель должен фотографировать свою машину с разных ракурсов. Поначалу эти фотографии обрабатывались людьми, но потом решили просто применить технологию «компьютерного зрения», которая уже есть у «Яндекса», и сейчас 30% фотографий обрабатывается автоматически.
Тот факт, что «Яндекс.Такси» был не отдельным бизнесом, а бизнес-юнитом большого «Яндекса» сыграло одну из ключевых ролей в истории успеха сервиса.
Тем не менее, надо отметить, что «Яндекс.Такси» до сих пор остается едва ли не единственным агрегатором такси, вышедшим на чистую прибыль.
Такси в будущее