Так что на пути цифровой трансформации мы далеко не в числе первых – многие страны начали этот процесс раньше и ушли дальше нас, но это дает нам возможность сравнивать разные модели и прогнозировать дальнейшее развитие рынка.
Выстраивание структуры
Важные процессы происходят сейчас в структуре самого российского рынка e-commerce. Это процессы, обычные для любого развития рынка торговли во все времена.
«То, что успешность торговой точки зависит от локации, люди поняли на заре человечества. Мимо твоей торговой точки проходит много людей – значит, торговля будет успешной. Если торговая точка расположена неудобно, то и покупать будут мало. Поэтому с древнейших времен в городах появляются рыночные площади, а на перекрестках торговых путей — ярмарки. Поэтому с тех же древнейших времен известно, что торговать в большом городе выгоднее, чем в маленьком. То есть зависимость прямая: много покупателей = большой сбыт. Современные продавцы поток покупателей называют словом «трафик», зависимость та же: много людей, большой трафик = большие продажи, и современные торговые центры тому подтверждение», — говорит президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.
«Как показывает международный опыт, быстрее всего потенциал реализуют мультикатегорийные площадки, работающие по модели маркетплейсов — прежде всего потому, что приобрести на них можно практически все, а значит, клиент может объединить в покупке сразу несколько категорий товаров, также у него больше мотивов чаще возвращаться” — говорит генеральный директор INFOLine-аналитика Михаил Бурмистров.
«Важная составляющая интернет-площадки для клиента — широкий ассортимент, достигнуть которого «классическому» онлайн-магазину в разы сложнее, чем маркетплейсу, куда может выйти и глобальная компания, и небольшой предприниматель из маленького города», — отмечает директор Ozon.Marketplace Анна Калеева.
Интернет-торговлю на маркетплейсах Иванов сравнивает с рынком: «Каждый продавец, получает свой виртуальный «ларек», а главнейшая задача самого маркетплейса — привлечь покупателя, то есть организовать трафик, поток людей, которые заходят именно на эту площадку».