Page ID: 2199
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Практика

Цифра выходит на магистрали

Фото: East News

Российские города вслед за Москвой обрастают интеллектуальными транспортными системами. Под их управлением городская дорожная сеть увеличивает пропускную способность, снижается аварийность, а полученные данные позволяют планировать городскую застройку

«Представьте, что фура сама спокойно движется по шоссе, соблюдая все правила дорожного движения, останавливаясь на светофорах или плавно притормаживает в случае появлении на дороге движущегося объекта в то время, как водитель может написать книгу или порисовать», — говорит директор Фабрики информационных технологий Федор Жерновой.

Фабрика информационных технологий (ФИТ), резидент белгородского IT-кластера, стала одной из компаний, которые внедряют технологии для интеллектуальных транспортных систем (ИТС). С помощью датчиков, камер и мониторов такие системы выявляют наиболее загруженные и опасные участки дорожной сети, мониторят транспортный поток. Они аккумулируют эту информацию, информируют водителей о ситуации на дорогах и позволяют централизованно управлять организацией движения.

Пионером внедрения ИТС в России стала Москва. А за последние несколько лет она стала не только российским, но и одним из мировых лидеров по внедрению таких решений. Эскизно-технический проект ИТС для столицы был разработан в 2011 году. В это же время начались работы по оборудованию техническими средствами ИТС улично-дорожной сети города и наземного транспорта. В частности, транспорт стал оснащаться системой слежения, подключенной к ГЛОНАСС, на улицах появились информационные табло, установлены камеры фиксации нарушений правил дорожного движения.

В полном объеме ИТС Москвы заработала к концу 2016 года. Сейчас в систему входит несколько десятков тысяч различных объектов: 40 000 светофоров, свыше 3500 датчиков движения транспорта, порядка 2700 камер телеобзора, около полусотни метеостанций, а также дорожные табло информации, системы связи и серверное оборудование. Работа всех этих объектов регулируется многоуровневой системой управления.

В ситуационный центр ЦОДД Москвы стекается вся информация о состоянии транспортной инфраструктуры столицы // Н.Красильникова/PhotoXPress/East News

Интеллектуальные транспортные системы стали одним из направлений концепции «Умный город». Объем рынка решений для умных городов в России превысил 81 млрд рублей по итогам 2019 года, заявил в июне 2020 года руководитель аналитического центра при правительстве РФ Константин Калинин. По данным исследования iKS-Consulting, практически весь рынок формирует Москва, на которую приходится 93% расходов в России. Доля Санкт-Петербурга составляет 2%, а остальных регионов вместе взятых — 5%. 

В 2019-20 гг решения для создания интеллектуальной городской среды стали более активно внедряться и в регионах. Многие решения, апробированные в Москве, также успешно применяются в Улан-Удэ, Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, говорит заместитель генерального директора «Швабе» по развитию систем продаж, маркетинга и сервисной поддержки гражданской продукции Иван Ожгихин.

Решения ФИТа используются более чем в 10 городах, в том числе, в Белгороде, Туле, Вологде (видеодетекторы), на Алтае, говорит Федор Жерновой. Стартом внедрения ИТС в Белгороде можно считать лето 2018 года. Тогда резиденты белгородского IT-кластера, одним из которых является компания Жернового, представили концепцию развития интеллектуальных транспортных систем региона, рассчитанную на три года. В этот план вошли те решения, которые можно было реализовать максимально быстро и максимально эффективно для бюджета, рассказывал Жерновой «Ведомостям».

 

«Камерная» основа ИТС
Главным инструментом ИТС являются камеры, установленные на перекрестках городов // А.Махонин/Ведомости/PhotoXPress/East News

«Это должны были быть не разрозненные системы – отдельная камера для дороги, отдельная для парковки, отдельная для перекрестка, – а единые решения, которые приносили бы максимальную пользу в одной точке. Для реализации этого замысла нужен минимальный набор дорогого «железа» и открытость данных», – рассказывает он. По его словам, идея заключалась в том, чтобы максимально оцифровать дороги – поставить камеры на всех ее узлах для наиболее полного анализа трафика. «Полученная информация позволила обучить нейросети и программное обеспечение тому, чтобы оно дифференцировало всех участников движения. По нашим подсчетам, Белгороду нужно было оборудовать камерами 140 перекрестков», – вспоминает директор ФИТ. Для выполнения поставленной задачи требовались камеры с распознаванием номерных знаков.

Как говорит Федор Жерновой, крайне важно, чтобы городская сеть была покрыта датчиками-сенсорами с максимальной плотностью. Это позволяет получить целостную картинку, которая даст возможность анализировать трафик, сравнивать, как он меняется в зависимости от принятия тех или иных решений, оценивать эффективность инвестиций и строить планы развития города на годы вперед. «Мы работаем с системой цифрового зрения. Это различные камеры — детекторы трафика, нарушения ПДД. Все они подключены к единой платформе, которая собирает, обрабатывает и передает данные в системы. Камеры и данные — это основа платформенного решения, — говорит Федор Жерновой. — Камера, например, может определить ряд движения, неправильную парковку, превышение скорости или проезд на красный свет».

Если есть законы, которые определяют действие знаков ПДД, то камеры следят за тем, чтобы эти законы работали

Федор Жерновой, директор Фабрики информационных технологий

Внедрение умных решений для транспортной инфраструктуры до 30% снижает потребление электроэнергии, на 30-40% уменьшает число ДТП, оптимизируют трафик движения, утверждает представитель концерна «Швабе» (входит в Ростех). Концерн разрабатывает и производит уличные сетевые камеры наблюдения с ИК-подсветкой, энергосберегающие светофоры и интеллектуальные коммутаторы их сигналов. Кроме того, компания изготавливает светодиодные дорожные знаки, знаки переменной информации и другие продукты.

С 2018 года «Швабе» поставляет оборудование для интеллектуальной транспортной системы Москвы. Контракт на сумму более 17 млрд руб., в том числе, компания поставит столице 3700 датчиков мониторинга транспортных потоков, 2600 светофорных объектов (в столице около 40 000 светофоров), 236 дорожных табло, 2700 камер телеобзора и 48 метеостанций. 

Ранее «Швабе» реализовал аналогичный проект в Ярославской области. Установка «умных» светофорных объектов на 80% снизила аварийность на дорогах и на 15% увеличила пропускную способность перекрестков, технологии также позволили на 50–55% сократить энергозатраты на уличное освещение и на 15% увеличить пассажиропоток в общественном транспорте, писал РБК со ссылкой на официальных представителей самой компании.

 

Не только камеры
Исходя из получаемых и анализируемых данных, ИТС управляет всей транспортной инфраструктурой, например, светофорами // А.Астахова

Интеллектуальные транспортные системы для контроля и организации дорожного движения стали частью федеральной государственной стратегии. В декабре 2018 года был утвержден паспорт национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Согласно документу, благодаря внедрению умных систем, смертность в результате ДТП должна снизиться в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом (то есть не более четырех человек на 100 000 жителей в год), а количество мест концентрации ДТП, то есть проблемных участков дорог, должно сократиться на 50%.

Внедрение интеллектуальных транспортных систем уже происходит во всех субъектах России, но регионы находятся на разных этапах реализации, что связано с разной степенью готовности транспортной инфраструктуры субъекта/агломерации, отмечает заместитель генерального директора по развитию бизнеса Национального Центра Информатизации (НЦИ, также входит в ГК Ростех) Георгий Черный. По его словам, камеры — необходимое, но недостаточное условие для управления трафиком: с помощью камер происходит сбор информации, на основе которой можно осуществлять управляющие воздействия. «В единую сеть обмена и передачи информации должны быть интегрированы дорожные знаки, светофоры, мобильные приложения, беспилотные автомобили, системы моделирования и прогноза транспортных ситуаций, для полноты информации», — объясняет Черный.

Помимо систем контроля безопасности дорожного движения, в понятие ИТС входят технологии «умного паркинга», позволяющие в автоматическом режиме взимать плату за парковку и штрафовать нарушителей. В частности, ФИТ принимал участие в разработке приложения «Московский паркинг», которое работает в столице с 2012 года, рассказал Жерновой. Какую именно задачу в проекте реализовывал ФИТ, он не пояснил, сославшись на то, что приложение разрабатывалось совместно несколькими компаниями. По его словам технологии умного паркинга позволяют убрать всю хаотичную парковку в зоне действия камер за 2-3 месяца. 

К наиболее перспективным и популярным технологиям ИТС можно также отнести  решения, упрощающие мобильность и навигацию и улучшающие их качество (мобильность как сервис, единые билеты, различные приложения для навигации и маршрутизации и др.), рассуждает Георгий Черный из НЦИ.

Технологии «умного города» позволяют позволяют создать запас пропускной способности транспортной инфраструктуры с учетом растущей нагрузки. Города растут во всем мире в том числе благодаря включению все новых и новых территорий, что многократно усиливает нагрузку на транспортную и дорожную инфраструктуры. Крупнейшие агломерации мира по численности населения уже перешагнули за 20-30 млн человек: Москва сегодня выстраивает свою инфраструктуру с расчетом на 18-20 млн человек, Токио — на 80 млн, а в агломерациях-гигаполисах Шанхая и Пекина уже проживает около 120 млн человек. Ведущий научный сотрудник Сингапурской Школы государственного управления имени Ли Куан Ю Параг Ханна утверждает, что планета 200 государств сегодня превращается в планету 50 мегаполисов. Для Москвы это означает только одно: если не решить проблему организации дорожного движения, город сначала встанет в одну бесконечную пробку, а после, вероятно, задохнется выхлопными газами.

Но, возможно, у нас есть шанс избежать этого. По словам Жернового, наша страна довольно активно развивается: по отдельным решениям, например, по решениям для весо-габаритного контроля или умных парковок, Россия — один из мировых лидеров. «По ИТС также идет очень активное развитие: российский инженерный подход и менталитет позволяет быстро развиваться. Например, во многих странах оплата тех или иных городских сервисов до сих происходит за наличные», — рассуждает предприниматель. Он опасается лишь, что помешать развитию могут законодательные моменты, связанные, в том числе, с вопросом регулирования персональных данных.

Екатерина Кинякина