В первую очередь, «Диспетчер» нужен для того, чтобы определить загруженность машин на производстве. По словам Богачева, на сегодняшний день в среднем на промышленных предприятиях станки загружены на 30-60%. Идеальные показатели — около 80%, так как остальное время уходит на наладку, замену деталей, ремонтные работы.
«Диспетчер» в действии
Например, внедрение «Диспетчера» на самолетостроительном предприятии «Авиастар-СП» позволило увеличить время работы станков по программе с 36,5% до 68%, и сократить их необоснованный простой с 24,7% времени до 0,9%. По словам Богачева, внедрение «Диспетчера» на «Авиастар-СП» окупилось за 3 месяца.
По словам начальника управления инвестиционных проектов “Авиастар-СП” Алексея Пирогова, на сегодняшний день на «Авиастар-СП» (ОАК) «Диспетчер» мониторит работу 151 станка, и предприятие рассматривает возможность расширения проекта как по количеству оборудования, так и по функционалу. Помимо того, что данные, собранные «Диспетчером», показали длительное время необоснованного простоя станков, система также позволила детализировать его причины, что позволило предприятию сэкономить на одном производственном участке более 18 млн руб за год работы. Также Пирогов отметил, что для дальнейшего развития возможностей «Диспетчера» специалисты завода и «Цифры» совместно разработали техзадания для других производственных участков.
В среднем, «Диспетчер» позволяет, по словам Игоря Богачева, повысить производительность на 15% без учета внедрения дополнительных инструментов. Он также позволяет увидеть реальную картину производства, существенно экономит время поиска ошибок и поломок оборудования, а также позволяет контролировать качество.
Также система позволяет проводить цифровые испытания изделий: она снимает цифровые сигналы и сопоставляет их с математической моделью изделия (цифровым двойником). Богачев объясняет, что эта технология востребована в оборонно-промышленном комплексе и самолетостроении, например, для испытания авиационных двигателей или оружия .
Такое программное обеспечение было установлено на одной из структур Ростеха, «Объединенной двигателестроительной корпорации» (ОДК), где данные по испытаниям до сих пор вносились вручную. Для ОДК «Цифра» разработала программу, которая позволяет проследить полный процесс изготовления каждой детали и ведет паспорт изделия в автоматическом режиме.
По словам директора по производству Валерия Теплова, «Диспетчер» применяется на всех основных производственных площадках ОДК, а всего к системе подключено 874 станка. После внедрения системы, в среднем эффективность оборудования выросла на 20%. На каждом предприятии свой эффект: это позволило где-то увеличить объемы производства или скорость выполнения заказов на тех же мощностях, а где-то оптимизировать нагрузку на оборудование, продлевая тем самым срок его эксплуатации. «Благодаря непрерывному контролю станков на производстве мы увидели, что у нас есть производственный резерв, который мы можем использовать. Например, на одном из предприятий на 22 станках мы обнаружили 900 недоиспользованных часов», — говорит Теплов.
«Качество любого изделия зависит от опыта специалиста. Сейчас на заводах не принято работать по 30-40 лет. Работники меняются быстро, и качество начинает плавать, — объясняет Богачев. — В металлургии, например, качество изделия зависит от исходного сырья — от руды. Цифровые решения могут определять состав сырья, соотносить его с базами данных и давать рекомендации по его дальнейшему применению. Это позволяет снизить уровень брака и отходов производства».
Экономика IIoT