Page ID: 2817
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Секреты фирм

Цифра помогает Заполярью

Фото: Kirill Kudryavtsev/AFP/East News

В Мурманской области внедряют единую цифровую платформу управления регионом. Она поможет объединить разрозненные системы и данные, чтобы решать проблемы жителей Заполярья

В феврале в Мурманске выпало свыше 300% месячной климатической нормы осадков. Снег завалил тротуары, проезжую часть и дворы, откуда его не вывозили несколько недель, потому что коммунальные службы не справлялись с непрерывно растущими сугробами, а техники не хватало. А 6 марта власти региона даже объявили о закрытии дороги до Териберки в связи с ухудшением погодных условий.

«По Карла Маркса, 9, во дворе администрации живем, с 28-го февраля заявка подана на Наш Север. Ни одна машина не проедет — ни скорая, ни пожарная. В графике нет. Когда..?!» «Пономарева 9к3, межквартальный проезд скоро исчезнет, машины по тротуару только могут проехать», — жалуются жители Мурманска на странице Центра управления регионом в сети «ВКонтакте».

Такая коммуникация, а вслед за ней и оперативное решение проблем, стала возможна благодаря внедрению единой цифровой платформы управления регионом, разработанной подразделением «Русатом Инфраструктурные решения» госкорпорации «Росатом». Платформа объединила статистику по обращениям граждан, по реализации национальных проектов, экономическому развитию, сообщения из СМИ и из соцсетей, данные по Госуслугам, транспорту и дорожному хозяйству, ЖКХ и многое другое.

 

Мурманск связывает системы
Во время снегопадов в Мурманской области коммунальные службы не успевают быстро убирать сугробы // Kirill Kudryavtsev|AFP/East News

«Цифра сама по себе проблем не решает, она позволяет выявить узкие места и работать с ними организационно, прежде всего, менять подходы, по-другому организовывать взаимодействие разных участников процесса. Из этого рождаются дорожные карты или планы по повышению эффективности на основе полученных данных», — рассказывает замминистра цифрового развития Мурманской области Александра Никипелова. В качестве примера она приводит уборку снега: «Если раньше нам удавалось убирать снег в течение 10 дней по сообщениям граждан вместо стандартных 30, то в период сильного снегопада, 10 дней — это очень долго. Необходимо сократить срок уборки до 2 дней, а лучше — решать проблему в течение суток. У города свой план по  уборке снега. Это отраслевая задача, которую мы видим через систему мониторинга, а параллельно с этим жители могут жаловаться на сугробы по каким-то конкретным адресам. И в этой ситуации необходимо стыковать плановую деятельность с оперативным реагированием».

Мурманская область стала одним из первых регионов, который осенью 2020 года начал внедрять единую цифровую платформу для управления регионом. Она позволяет в режиме «одного окна» собирать и анализировать данные из разных цифровых систем. Эти системы уже внедрены и решают отраслевые задачи, и важно было их состыковать, по словам замминистра. 

Например, еще в 2019 году в регионе заработал портал «Наш Север», который принимает и обрабатывает сообщения жителей по 62 категориям, в числе которых — дороги, неубранный снег, мусор, проблемы ЖКХ. На платформе власти также могут проводить голосование по вопросам благоустройства, принимать и обрабатывать инициативы жителей, информировать о статусе реализации муниципальных проектов, а жители могут также отслеживать график плановых отключений воды или ремонта дорог. По словам Никипеловой, сейчас жители региона оставляют на платформе более 100 сообщений в неделю. За время работы платформы набралось достаточно информации, которая позволила определить приоритетные задачи: неубранный снег, дороги, ЖКХ, мусор и др. А с 2020 года в Мурманской области начали внедрять различные цифровые системы в рамках проекта «Умный регион»: на сегодняшний день это позволило запустить в эксплуатацию систему мониторинга уборки территорий, близко к завершению внедрение системы для ЖКХ.

Такие цифровые платформы аккумулируют данные по разным отраслям, позволяют выявить наиболее острые вопросы. Однако комплексно проблемы может решать только единая цифровая система, которая может собирать данные из различных источников: будь то жалобы граждан в социальных сетях или информация по госконтрактам и их реализации, по мнению Никипеловой. «Есть уровень решения задач по вопросам, которые волнуют жителей, а есть уровень более стратегический — нацпроекты. Результат проделанной работы по всем этим задачам сводится на единую платформу управления регионом. Таким образом, мы подключили к платформе ЦУРа уже 22 системы», — говорит замминистра.

По данным АНО Цифровая экономика, на создание платформы ЦУР для Мурманской области из регионального бюджета было выделено около 15 млн рублей, а поддержка ее работы потребует 5 млн рублей ежегодно. При этом стоимость платформы может варьироваться: она зависит от количества интеграций и отраслей, которые нужно подключить к платформе.

По словам Александры Никипеловой, на этапе проектирования системы аналитики общались с органами власти, чтобы выяснить, какие данные у них есть. Если где-то уже была своя информационная система, ее интегрировали по API, либо же выгружали собранные данные вручную. Процесс сбора информации, проектирования и запуска системы занял около полугода. Но скорость внедрения платформы зависит от уровня цифровизации каждой отдельной отрасли. «В сентябре началась разработка платформы, ее проектировали параллельно с внедрением систем. По факту, мы все еще находимся в процессе отладки и подключения различных отраслевых решений, и все это должно заработать как единый организм», — говорит замминистра.


Есть из чего выбрать
Мурманск - специфический город, но проблемы, стоящие перед властями регионов похожи // East News

Сейчас подобные системы внедряются в России как на региональном, так и на федеральном уровне. Центры управления регионом должны были появиться во всех регионах к 1 декабря 2020 года: на их запуск из бюджета нацпрограммы «Цифровая экономика» было выделено более 23 млрд руб.” Главная задача ЦУРов — ускорить решение вопросов, с которыми люди обращаются в органы власти”,  — объяснял руководитель АНО «Диалог» и экс-сотрудник администрации президента Алексей Гореславский в интервью газете «Коммерсантъ» осенью 2020 года. Одним из элементов ЦУР может быть платформа обратной связи «Инцидент менеджмент», созданная «Медиалогией», и внедряемая как раз АНО «Диалог». Но это только один из примеров возможных систем. 

“Есть несколько уровней решения, на которые можно разбить внедряемые цифровые платформы для государственного управления и администрирования”,  — объясняет руководитель направления «Цифровые процессы» ИТ-компании КРОК Виктор Смирнов. 

Так, ЦУР изначально реализовался Московской областью: проекту два года, он активно развивается и при поддержке Минцифры тиражируется в другие регионы. Другой проект, реализующийся с 2019 года — Ситуационный центр губернатора (СЦ), курируемый ФСО. Это организационно-технический комплекс, предназначенный для информационно-аналитического и коммуникационного обеспечения решения задач управления в органах государственной власти. Его цель – помощь в принятии управленческих решений на основе мониторинга событий и процессов, анализа их причин и последствий, прогноза развития ситуации. Однако СЦ до сих пор реализован далеко не во всех регионах. Еще один продукт называется «112», либо «Ситуационный центр управления в кризисных ситуациях» — в разных регионах могут быть разные названия.” Такие центры обычно реализуются в формате оперативных центров управления регионами, и решение продвигается МЧС”, — объясняет Виктор Смирнов. Существует еще класс решений – «Безопасный город» («Умный город»), который включает системы городского видеонаблюдения, управления транспортом и дорогами. 

Глобально все описанные решения различаются количеством функциональных сфер, которые затрагивают, но основная ценность – данные, на основе которых принимаются решения, по словам Смирнова. Такие проекты сложны не только технологически, но и организационно – данные разрознены по различным источникам, а их сопоставление представляет собой довольно сложную методологическую задачу, по мнению эксперта КРОК.

“На рынке представлено изрядное количество решений для практической реализации концепции «Умный регион»: в основном эти предлагаемые программно-аппаратные комплексы направлены на решение отдельных задач в управлении ЖКХ, транспортом, медициной, школами и пр.”, — соглашается директор технологической практики КПМГ в России и СНГ Сергей Вихарев. Однако, многие главы регионов говорят о том, что им не хватает единой базовой платформы, на которую могли бы приземляться умные решения и включаться в единую аналитическую среду с возможностью хотя бы частичной автоматизации управления на основе данных. В связи с этим, для работы ситуационных центров регионов часто используют «цифро-аналоговый» подход, когда в общем зале или видеоконференции демонстрируются цифровые дашборды, а собранные представители ведомств обеспечивают ручной поиск недостающих данных и устранение выявленных инцидентов и недостатков, по словам эксперта. Затраты на ситуационные центры и сбор данных редко составляют меньше 100 млн руб., по данным Вихарева. Однако, по его словам, это только вершина  информационно-аналитического айсберга региона, ведь внедрение самих систем, из которых собираются данные, еще более сложная задача.

У регионов в плане цифровизации сейчас стандартная, более или менее типовая, задача – это социально-экономическое развитие региона, необходимость отслеживать актуальную ситуацию, прогресс или регресс по всем направлениям работы, по словам Виктора Смирнова из КРОК. «В первую  очередь решения охватывают социальную сферу (образование, здравоохранение, спорт). Далее, если позволяют ресурсы, ведется работа с данными по анализу реализации федеральных целевых программ, вопросов транспорта, ЖКХ. Реже, у хорошо развитых регионов, охвачены промышленные и оборонные предприятия. Регионы-лидеры также озабочены инвестиционной привлекательностью, вкладываются в развитие вопросов промышленности и бизнеса, поддержки бизнеса», — говорит он.

“Хорошим примером может стать цифровая платформа «Мой экспорт», которая призвана объединить и включить в периметр федеральные органы власти, ФНС, ФТС,  сервисы поддержки экспорта, услуги институтов поддержки, международные электронные площадки и других партнеров, и, что не менее важно, дать возможность уйти от вала бумажного документооборота и множества интерфейсов, прежде чем получить господдержку”, — отмечает партнер консалтинговой группы BRIGHT Ольга Ошарова.

Многое уже реализовано, однако дьявол кроется в деталях, по мнению Ошаровой. “Стоит создать единую дорожную карту с контрольными точками, которые необходимо пройти для достижения главной цели: например, действующие нормативные документы ограничивают возможности получения госуслуг для юрлиц, даже при подаче электронной заявки, а представители госорганов не смогут отчитаться за бюджетные деньги без оригиналов документов в электронном виде”, — говорит Ошарова. Это означает, что доступ в электронный мир пока сильно ограничен несогласованностью намерений и отработкой требований всех участников процесса на уровне планирования, реализации и контроля, по мнению Ошаровой.

Екатерина Кинякина