Первые шаги к цифровому государству
Началом создания электронного правительства в стране можно считать 1980 год. В это время была принята программа компьютеризации гражданских служб (The Civil Service Computerisation Programm) со сроком реализации до 2000 года.
Если в первые годы реализации программы ведомства покупали компьютеры и учили пользователей работе на ПК, то в 90-е годы в Сингапуре начали создавать государственные ЦОДы. Формировалась законодательная база для развития электронного правительства. В 1990 году появилась Государственная комиссия по стандартизации.
В 1998 году был принят закон об электронных транзакциях. Именно он положил начало развитию электронной торговли и удаленной оплате в адрес государственных сервисов. Уже тогда нормативным актом предусматривалась возможность заключения электронных контрактов и использования электронной цифровой подписи.
В 1999 году в Сингапуре создается Государственное агентство по развитию ИКТ (Infocommunication Development Authority, IDA), ставшее единым центром принятия решений в области ведомственной информатизации.
В 2000 году правительство Сингапура утверждает План развития электронного правительства (E-Government Action Plan I) на трехлетний период. Власти страны поставили перед собой задачу стать мировым лидером в этой области. Для реализации этой цели эксперты разработали шесть программ:
-
развитие электронных сервисов;
-
развитие деятельности, основанной на знаниях;
-
тестирование новейших технологий;
-
повышение технологической оснащенности;
-
совершенствование телекоммуникационной инфраструктуры;
-
обучение в сфере ИКТ.
В 2000 году в Сингапуре запустили государственный защищенный интранет и государственный портал www.gov.sg, имеющий как внутренний, так и внешний контур. Пристальное внимание уделялось организации межведомственного взаимодействия на основе утвержденных стандартов.
В июне 2000 года заработал портал госзакупок GeBIZ. Чуть позже, через 11 лет, неправительственные организации и бизнес получили доступ к функционалу системы. На базе GeBIZ предприятия по модели SaaS («программное обеспечение как услуга») использовали платформу для построения системы закупок.
Как ускорялась цифровизация Сингапура
В следующей версии Плана развития электронного правительства (E-Government Action Plan II), принятой в 2003 году и охватывающий перспективу до 2006 года, к шести ранее утвержденным программам добавились еще три:
-
удовлетворение запросов пользователей;
-
взаимодействие правительства с гражданами;
-
расширение представленности госведомств в Интернете.
В 2003 году граждане Сингапура получили единый пароль – SingPass – для всех электронных транзакций с государством. В 2004 году заработал портал SingapureOne, предназначенный для размещения электронных сервисов государственных ведомств.
Если у гражданина не было Интернета дома, то ему в 2005 году предлагалось в рамках программы Citizen Connect приходить в бесплатные публичные точки доступа к электронным государственным сервисам и заказывать услуги дистанционно.
Следующий этап развития электронного правительства Сингапура был описан в программе iGov2010. Ее реализация занимала 2006–2010 годы. Программой предусматривалось:
-
повышение качества и доступности электронных сервисов;
-
повышение информированности граждан о возможностях электронного взаимодействия с правительством;
-
повышение синергии государственных ведомств;
-
развитие конкуренции среди госведомств.
Программа iGov2015, рассчитанная на период с 2011 по 2015 год, стала продолжением iGov2010. В новой версии была добавлена возможность получения электронных государственных сервисов не только через Интернет и контакт-центры, но и посредством мобильных устройств и цифрового телевидения.
Документом предусматривалось развитие обратной связи между правительством и гражданами путем создания специальных приложений. Власти страны планировали создать мобильный портал mGov@SG, портал для туристов SGPedia, государственную социальную сеть REACH (Reaching Everyone for Active Citizenry@Home).
В 2011 году начал работу портал открытых данных data.gov.sg. На настоящий момент на нем размещено 1,9 тыс. наборов данных.
В 2012 году власти Сингапура запустили портал «Электронный гражданин» (e-Citizen), объединивший электронные услуги различных ведомств. На сайте существовала система рекомендаций в зависимости от статуса гражданина (возраст, семейное положение и пр.). Он был закрыт в 2017 году.
В 2014 году жителям страны стал доступен сервис One Inbox. Это платформа, на которой бизнес получал электронную корреспонденцию от государственных ведомств.
На пути к «умной» нации
В 2014 году в Сингапуре разработали стратегию «Умная нация» (Smart nation) и государственную программу iN2015 («Интеллектуальная нация – 2015», рассчитана до 2025 года).
К этому времени Сингапур должен:
-
стать первым в мире по уровню использования данных в госуправлении;
-
в два раза увеличить вклад ИКТ в экономику;
-
в три раза увеличить экспорт ИКТ-продукции;
-
создать 80 тыс. дополнительных рабочих мест;
-
оснастить широкополосным Интернетом 90% домохозяйств;
-
добиться того, чтобы все дети умели пользоваться компьютером.
В рамках программы iN2015 в Сингапуре развивается государственное облакоCentral G-Cloud. В настоящее время все органы власти могут подписаться на полный спектр SaaS-услуг, чтобы обеспечить работу государственных веб-сайтов и электронных услуг. Также доступна аренда вычислительных мощностей, СХД, сетевые и ИБ-сервисы, операционные системы, пользовательское ПО и СУБД.
Валютное управление Сингапура вместе с финансовыми и нефинансовыми учреждениями и центральным банком Канады протестировало и внедрило мультивалютную платежную сеть на базе блокчейн. Это необходимо, чтобы в будущем обеспечить быстрые и безопасные трансграничные транзакции.
В период COVID-19 в Сингапуре был запущен чат-бот. Он оповещал работодателей об изменениях, связанных с распространением вируса. В стране одной из первых была внедрена технология отслеживания контактов с помощью приложения TraceTogether App. Через bluetooth приложение собирало данные о том, с кем взаимодействовал владелец устройства. Если впоследствии человек заболевал, то контактирующие получали оповещение. Кроме того, Сингапур запустил электронную кампанию по сбору денег для трудовых мигрантов, которые серьезно пострадали от COVID-19.
Виртуальное будущее Сингапура
Как отмечалось в отчете E-Government Development Index – 2020, Сингапур внедрил целостный подход для программы «Умная нация» и цифровой трансформации. Он перешел от разобщенного к экосистемному подходу, при котором эффективное руководство, критическое мышление и прочная законодательная и регуляторная инфраструктура играют ключевую роль.
В E-Government Development Index – 2022 подчеркивается, что умные города представляют собой одно из самых инновационных проявлений цифровой трансформации, а Сингапур – наглядный тому пример.
Авторы исследования особо подчеркнули ценность инициативы «Виртуальный Сингапур». Это проект создания умного города, в котором широко применяются технологии интернета вещей (IoT). IoT сможет управлять городской инфраструктурой и коммунальными ресурсами. Данные с тысяч датчиков, установленных по всему городу, помогают повысить эффективность управления и сократить расходы.
Количество вариантов использования IoT в Сингапуре не ограничивается лишь умными городами, интеллектуальными транспортными системами, цифровым здравоохранением и точным земледелием. По мере того как государство осваивает возможности подключенных объектов и распределенного хранилища данных, количество сценариев только растет, констатируют авторы документа.
Отметили они и инициативу Сингапура по созданию Биржи цифрового правительства (Digital Government Exchange). Новая структура объединяет ИТ-директоров и лидеров цифрового правительства со всего мира. Основная цель Digital Government Exchange заключается в расширении существующих и налаживании новых партнерских отношений с международными организациями, региональными банками развития и отдельными странами. Что, безусловно, позволит стране мобилизовать финансовые и человеческие ресурсы для эффективного развития ИКТ и электронного правительства во всем мире.