Page ID: 89135
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Практика

Меры ИТ-поддержки: от школьников до стартапов

Фото: Unsplash

CDO2Day поможет разобраться, на что могут претендовать ИТ-специалисты и ИТ-компании в новых условиях.

Правительство России предпринимает ряд мер по поддержке граждан и бизнеса в условиях санкций. Особое внимание уделяется поддержке компаний, работающих в сфере высоких технологий. Принятые правительством меры направлены не только на ИТ-компании, но и на их сотрудников. Этот материал дополняет гид по господдержке, который уже помог ИТ-компаниям найти ответы на самые важные вопросы для ИТ-отрасли.

«Мы рассчитываем на изменение софинансирования проектов, сейчас оно – 50 на 50. Но мы вместе с ИТ-компаниями понимаем, что данные условия в текущих реалиях недостаточно эффективны, поэтому предлагаем вести софинансирование в режиме 20 на 80, где 80 – это средства грантовой поддержки».

Александр Павлов, генеральный директор Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ)

«Сейчас очень важно продолжать оказывать поддержку от государства, поэтому планируется пересмотреть ряд требований: увеличить размер гранта с 3 до 4 млн рублей для первого этапа развития компаний, не имеющих стартового капитала. Для уже существующих на рынке ИТ-компаний предусмотрены гранты до 20 млн рублей, и здесь запланировано снижение внебюджетного частного софинансирования до тех размеров, которые посильны бизнесу в нынешних условиях. В рамках нацпроекта «Цифровая экономика» поддерживаются проекты, связанные с акселерацией: если у проекта есть интересная идея, но он в чем-то не дотягивает до полноценного финансирования, организации получают грант, который можно потратить в одном из российских акселераторов по своему выбору. Расширяется поддержка проектов в области открытого кода. В рамках сегодняшней востребованности рынком ПО на фоне низкой покупательной способности компаний необходимо дать возможность разработчикам проявить себя в создании открытых библиотек. Помимо того что это альтернатива коммерческой деятельности компании, сами по себе открытые библиотеки, которыми могут пользоваться все участники ИТ-сферы, – отдельная форма поддержки. Сейчас делается все возможное, чтобы люди, готовые продолжать бизнес в России, оставались здесь».

Павел Гудков, заместитель генерального директора Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

«У стимулирования любой деятельности, у любого стимулирования есть свойство: оно вызывает привыкание. Если двигаться в этой парадигме, просто расширяя охват мер поддержки, мы получим снижение налоговой нагрузки, себестоимость снизится. Если говорить про стимулирование, не надо думать про короткие задачи, нужно заглянуть за горизонт, надо думать про то, что меры поддержки когда-нибудь уйдут. Люди вкладываются, когда имеется фактор стабильности, есть возможность зарабатывать, этого пока не хватает в разговорах про меры поддержки. Наш основной посыл – не рассматривать меры поддержки ИТ-отрасли, а рассматривать меры поддержки ИТ-отрасли экономике, как ей помогать, стимулируя спрос».

Константин Паршин, вице-президент «Сколково»
Первый пакет

Утвержден летом 2020 года

Внесение изменений во II часть Налогового кодекса РФ с 1 января 2021 года:

• снижение налога на прибыль с 20 до 3%;
• снижение ставки страховых взносов с 14 до 7,6%: 6% – в ПФР, 1,5% – в ФСС, 0,1% – в ОМС;
• освобождение от НДС разработчиков ПО, внесенного в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Чтобы получить льготы по страховым взносам и налогу на прибыль:

• организация должна быть юрлицом и иметь аккредитацию Минцифры;
•  численность персонала должна быть не менее семи сотрудников;
• доход от профильной деятельности должен составлять не менее 90% от общей прибыли.

ИТ-компания – организация, которая занимается разработкой, продажей и сопровождением программного обеспечения (ПО) и баз данных (БД).

Чтобы получить льготы по НДС:

• организация должна разрабатывать ПО на заказ, продавать исключительные права на него или предоставлять доступ к использованию сервиса по лицензионному соглашению;
• программное обеспечение должно быть внесено в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Второй пакет *

Утвержден в сентябре 2021 года

* Анонсированные меры поддержки, список фактически реализованных мер может отличаться.

(1) – реализованные меры поддержки.

(2) – меры поддержки в процессе реализации.
1 Цифровой налог (1) Внесение изменений в Налоговый кодекс, предусматривающих установление порядка налогообложения доходов иностранных компаний, получаемых в результате взаимодействия с российскими гражданами и использования данных о них, с учетом подходов, обсуждаемых на площадке ОЭСР. Ноябрь 2021 года
2 ПО на объектах критической инфраструктуры (1) Разработка нормативных правовых актов, устанавливающих требования по преимущественному использованию отечественного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов (ПАК), в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования, на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ), включая процедуру и сроки импортозамещения. Сентябрь 2021 года
3 Импортозамещение ПО в госкомпаниях (1) Предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в целях установления: – ограничений на приобретение отдельными видами юридических лиц иностранного программного обеспечения и ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования, а также услуг по их технической поддержке, в случае наличия аналогов в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также в едином реестре российской радиоэлектронной продукции; – процедуры согласования закупки иностранного программного обеспечения и ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования, услуг по их технической поддержке, а также ответственности органов власти и отдельных видов юридических лиц за ее нарушение. Декабрь 2021 года
4 Цифровая трансформация госкомпаний Проведение мониторинга исполнения утвержденных директив представителям интересов Российской Федерации для участия в заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) акционерных обществ с государственным участием (далее – госкомпании), а также программ цифровой трансформации госкомпаний, предусматривающих переход на преимущественное использование отечественного программного обеспечения. Ежегодно начиная с апреля 2022 года
5 Нормы амортизации ПАК Предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих установление повышенного коэффициента 3 для нормы амортизации приобретаемых отечественных ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования, включенных в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции. Ноябрь 2021 года
6 Налоговый вычет по налогу на прибыль (2) Предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих включение расходов на внедрение отечественного программного обеспечения и ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования, представленных в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции, в инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль. Ноябрь 2021 года
7 Учет расходов на ИИ в налоге на прибыль (2) Предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих в целях налогообложения прибыли учет расходов на приобретение и внедрение отечественного программного обеспечения и ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования, в сфере искусственного интеллекта (далее – ИИ), представленных в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции, с применением повышающего коэффициента 1,5. Ноябрь 2021 года
8 Господдержка российского ПО (1) Обеспечение софинансирования разработки и внедрения российского программного обеспечения и ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования, за счет: – актуализации перечня приоритетных направлений государственной поддержки проектов по разработке и внедрению российского программного обеспечения и ПАК в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», в том числе в области информационной безопасности; – уточнения правил конкурсных отборов на получение государственной поддержки в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» с целью софинансирования расходов ведущих ИТ-компаний на новые перспективные разработки и их внедрение; – льготное кредитование внедрения российского программного обеспечения и ПАК, в том числе компьютерного и телекоммуникационного оборудования. Ежегодно начиная с сентября 2021 года
9 Совместимость с российской микроэлектроникой (2) Предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты в целях: – создания центров тестирования для оценки совместимости российского программного обеспечения с отечественными радиоэлектронной продукцией (далее – РЭП) и телекоммуникационным оборудованием, переход к модели аккредитованных центров; – обеспечение тестирования российского программного обеспечения на предмет совместимости с РЭП при включении сведений о программном обеспечении в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также сведений о РЭП в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции. Март 2022 года
10 Защита ИТ-бизнеса от проверок (1) Создание условий для беспрепятственного использования действующих мер налогового стимулирования и поддержки ИТ-отрасли. Сентябрь 2021 года, далее – при необходимости
11 ИТ-омбудсмен (2) Создание института ИТ-омбудсмена по защите прав ИТ-компаний в целях выявления системных проблем в секторе ИТ, а также работы по жалобам и обращениям отдельных предпринимателей. Декабрь 2021 года
12 Рабочая группа по взаимодействию ИТ с ОГВ (2) Создание рабочей группы по вопросам взаимодействия ИТ-предпринимательства с органами государственной власти при президиуме Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также профильных ИТ-объединений в целях формирования в Российской Федерации экспертной доверенной среды в сфере информационных технологий. Сентябрь 2021 года
13 Защита от уголовного преследования (2) Внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих: – наделение присяжных заседателей правом рассматривать экономические дела в сфере ИТ; – уточнение порядка применения мер пресечения «Запрет определенных действий» и «Заключение под стражу» при рассмотрении уголовных дел в отношении ИТ-предпринимателей; – освобождение ИТ-предпринимателей от уголовной ответственности в случае выплаты штрафа и ущерба. Февраль 2022 года
14 Открытый код (2) Внесение изменений в федеральный проект «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» с целью включения результатов, предусматривающих: – разработку и запуск программы стимулирования участия отечественных ИТ-компаний (разработчиков) в международных open-source-альянсах; – создание российской open-source-платформы. Октябрь 2021 года
15 Упрощение валютного контроля Проведение мониторинга конкурентоспособности российской юрисдикции в области ИТ, в том числе в области валютного регулирования и валютного контроля, с учетом реализации мер, предусмотренных в рамках Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике. Ежегодно начиная с апреля 2022 года
16 Разъяснения Минцифры (1) Обеспечение предоставления Минцифры России разъяснений по: – процедурам включения организаций в реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области ИТ; – процедурам включения программного обеспечения в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных; – процедурам предварительной установки российских программ на отдельные виды технически сложных товаров. Сентябрь 2021 года, далее – при необходимости
17 Релокация ИТ-специалистов и компаний (1) Создание условий для привлечения и релокации (возврата) ИТ-специалистов и компаний, осуществляющих деятельность в области ИТ, в Российскую Федерацию, в том числе: упрощение для ИТ-специалистов процедур получения вида на жительства, льготная ипотека, льготное кредитование и иные меры поддержки. Март 2022 года
18 Поддержка ИТ-экспорта Внесение изменений в федеральный проект «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» с целью включения результатов, предусматривающих: – обеспечение экспортной акселерации и компенсации затрат на проведение международных (в том числе обучающих) мероприятий в сфере информационных технологий; – создание реестра отечественных экспортных цифровых решений по модели единого маркетплейса; – организацию тематических бизнес-миссий для российских компаний, осуществляющих детальность в области ИТ; – субсидирование (и/или льготное кредитование) пилотных внедрений российского программного обеспечения, в том числе класса ERP/СRM/BI, на зарубежных предприятиях, а также реализацию мероприятий по продвижению указанных решений по результатам успешно проведенного пилотного внедрения; – создание механизма, в том числе финансового, по обеспечению защиты прав и интересов российских ИТ-экспортеров за рубежом. Октябрь 2021 года
19 «Цифровое резидентство» (1) Внесение изменений в законодательство Российской Федерации в целях создания системы «цифрового резидентства» для иностранных компаний и физических лиц, осуществляющих деятельность в сфере ИТ, без необходимости физического присутствия в Российской Федерации. Ноябрь 2021 года
20 «Цифровые атташе» (2) Уточнение полномочий торговых представительств в целях создания службы «цифровых атташе» в перспективных странах для развития российского экспорта информационных технологий, в том числе обеспечения поддержки российских ИТ-компаний, выходящих на зарубежные рынки, а также для стимулирования иностранных ИТ-компаний переходить в российскую юрисдикцию. Декабрь 2021 года
21 Централизованная бухгалтерия (2) Внесение изменений в законодательство Российской Федерации в целях развития централизованной модели ведения бухгалтерского учета, формирования отчетности, начисления и выплаты заработной платы в организациях бюджетной сферы. Апрель 2022 года
22 Цифровой архив Предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в целях создания нормативной базы для долговременного хранения и конвертации электронных документов при сохранении их юридической значимости, а также создания юридически значимых электронных дубликатов бумажных документов. Июнь 2022 года
23 Субсидии МСБ на использование облачных сервисов (1) Обеспечение в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» субсидирования расходов малого и среднего бизнеса на оплату облачных сервисов управления бизнесом. Сентябрь 2021 года
24 Российское инженерное ПО (1) Предложения по обеспечению технологической независимости путем использования российских аналогов иностранного программного обеспечения, за счет: – утверждения стандартов проектирования объектов капитального строительства для бюджетных нужд, предусматривающих использование российского инженерного программного обеспечения; – утверждения нормативного правового акта, устанавливающего необходимость использования XML-схемы для организации информационного взаимодействия при ведении информационной модели объектов капитального строительства для бюджетных нужд. Ноябрь 2021 года
25 Поддержка внедрения российского инженерного ПО (1) Обеспечение в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» субсидирования расходов на внедрение российского инженерного программного обеспечения для моделирования и проектирования объектов для нужд отраслей промышленности, в том числе ОПК/ВПК (CAD/CAE/CAM/BIM). Сентябрь 2021 года
26 Специальные инвестиционные контракты Подготовка предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на внедрение механизмов специальных инвестиционных контрактов (далее – СПИК) в целях осуществления доработки и внедрения отдельными видами юридических лиц конкурентоспособных отечественных ИТ-решений. Ноябрь 2021 года
27 Защита авторских прав Предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в целях защиты авторских прав и противодействия использованию нелицензионного программного обеспечения, в том числе за счет распространения принципов, закрепленных в рамках «Антипиратского меморандума», на всех участников рынка, включая иностранные сервисы. Декабрь 2021 года
28 Цифровое образование (1) Обеспечение образовательных организаций общего и среднего профессионального образования онлайн-доступом к образовательным сервисам, предоставляемым поставщиками цифрового образовательного контента. Сентябрь 2021 года
29 Цифровое обучение педагогов (1) Разработка и реализация программ обучения (повышения квалификации) педагогов по методикам и технологиям дистанционного и смешанного обучения. Декабрь 2021 года
30 Лицензирование онлайн-образования (1) Предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, предусматривающих установление на бессрочный период действующих исключений в части возможности неприменения отдельных лицензионных требований в отношении образовательных программ, реализуемых с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Сентябрь 2021 года
31 Поддержка образовательных онлайн-площадок (2) Внесение изменений в федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» с целью включения результатов, предусматривающих: – введение механизма компенсации образовательным организациям расходов на повышение квалификации и дополнительное образование граждан по цифровым специальностям; – организацию получения дополнительной квалификации для студентов по ИТ-профилю в 100 вузах на цифровых кафедрах; – предоставление талантливым школьникам 8−11-х классов возможности прохождения дополнительного двухлетнего курса обучения современным языкам программирования. Февраль 2022 года
32 Переход школ на российское ПО (2) Стимулирование перехода образовательных организаций общего образования (школ) на российское программное обеспечение (мессенджеры, почта, видео-конференц-связь (далее – ВКС), офисное программное обеспечение, операционные системы). Ноябрь 2021 года
33 Мессенджеры и ВКС Введение требований по обязательному использованию российского программного обеспечения (мессенджеры и ВКС) при взаимодействии с учащимися и их родителями: – для учителей образовательных организаций общего образования (школ); – для преподавателей вузов. Февраль 2022 года
34 Электронные рецепты (1) Предложения по принятию нормативных правовых актов в целях внедрения в субъектах Российской Федерации электронных рецептов. Ноябрь 2021 года
35 Онлайн-продажа лекарств (2) Подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты в целях развития продажи лекарств дистанционным способом. Ноябрь 2021 года
36 Доступ к медицинским данным (2) Предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты об экспериментальных правовых режимах в целях обеспечения возможности для граждан предоставлять доступ к своим электронным медицинским данным из государственных информационных систем поставщикам электронных медицинских сервисов. Ноябрь 2021 года
37 Расходы на ИТ в медуслугах Подготовка предложений по выделению в структуре тарифа медицинской услуги расходов на информационные технологии. Декабрь 2021 года
38 Телемедицинские сервисы (1) Проведение эксперимента по применению для постановки пациентам диагноза (назначения лечения) телемедицинских сервисов в рамках законодательства об экспериментальных правовых режимах. Сентябрь 2021 года
39 Доступ ИИ-разработчиков к медицинским данным (1) Предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты в целях обеспечения регламентированного доступа российских разработчиков решений в сфере искусственного интеллекта к деперсонализированным (обезличенным) государственным дата-сетам (наборам данных) и сведениям из электронных медицинских карт. Декабрь 2021 года
40 Предустановка российского ПО (1) Внесение изменений в нормативные правовые акты, предусматривающих развитие требований о предустановке российского программного обеспечения, в том числе о расширении классов программ, требующих предварительной установки. Декабрь 2021 года
41 Совместимость ГИС (1) Внесение изменений в нормативные правовые акты, предусматривающих обеспечение обязательной совместимости государственных и ведомственных информационных систем с отечественными офисным программным обеспечением и операционными системами, включенными в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Ноябрь 2021 года
42 Импортозамещение ОС и офисного ПО (2) Внесение изменений в нормативные правовые акты, предусматривающих установление требований по включению в ведомственные программы цифровой трансформации (далее – ВПЦТ) указания на поэтапную замену зарубежного офисного программного обеспечения и операционных систем российскими ИТ-решениями. Декабрь 2021 года
43 Единая госплатформа поддержки коммуникаций Обеспечение перехода государственных органов и бюджетных организаций на использование Единой государственной платформы поддержки рабочих коммуникаций (почта, мессенджер, ВКС). Декабрь 2021 года
44 Российские планшеты для школ и медучреждений (2) Обеспечение учителей образовательных организаций общего образования (школ) и врачей российскими планшетами на базе отечественной мобильной операционной системы. Октябрь 2021 года
45 Импортозамещение в интернете вещей Введение требования об обязательном использовании отечественных операционных систем в устройствах интернета вещей в регулируемых государством сферах. Декабрь 2021 года
46 Запрет на создание государственных ЦОД Введение требований, предусматривающих: – установление требований по включению в ВПЦТ указания на использование отечественных облачных сервисов и на отказ от создания без надлежащего обоснования инфраструктуры центров обработки данных (далее – ЦОД) за счет бюджетных средств; – введение запрета на создание без надлежащего обоснования инфраструктуры ЦОД для нужд органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Декабрь 2021 года
47 Поддержка создания коммерческих ЦОД Предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты в целях предоставления субъектами Российской Федерации земельных участков на строительство коммерческих ЦОД без торгов по кадастровой стоимости. Октябрь 2021 года
48 Размещение ГИС в коммерческих ЦОД Предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, предусматривающих создание условий для размещения государственных информационных систем в российских коммерческих ЦОД и облачных сервисах. Октябрь 2021 года
49 Присоединение ЦОД к нескольким сетям – Подготовка предложений по внесению изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, предусматривающих установление для ЦОД отдельного порядка технологического присоединения к электрическим сетям; – оптимизация процедуры технологического присоединения питающих центров (подстанций), проектируемых под потребности ЦОД, к электрическим сетям высокого напряжения. Ноябрь 2021 года
50 Большие данные Внесение изменений в нормативные правовые акты в целях создания условий для формирования рынка больших данных для российских разработчиков ИТ-решений и вовлечение их в коммерческий оборот при безусловном соблюдении требований по защите персональных данных. Ноябрь 2022 года
51 Доступ к государственным дата-сетам Внесение изменений в нормативные правовые акты в целях создания репозитория государственных дата-сетов для использования российскими разработчиками ИИ-решений и урегулирования вопросов передачи деперсонифицированных данных, а также порядка доступа разработчиков ИИ-решений к данным, содержащимся в репозитории. Декабрь 2021 года
52 Репозиторий данных для разработчиков ИИ Внесение изменений в ВПЦТ, предусматривающих создание репозитория данных для российских разработчиков ИИ-решений, а также реализацию проектов по внедрению ИИ в сфере государственных услуг, здравоохранения, образования, безопасности и др. Декабрь 2021 года
53 Отечественный ИИ для интернета вещей Внесение изменений в нормативные правовые акты в целях введения обязательных требований о необходимости использования отечественных решений в сфере интернета вещей в ЖКХ, пожарной и другой безопасности. Декабрь 2021 года
54 ГИС на базе отечественных решений интернета вещей Внесение изменений в нормативные правовые акты в целях создания государственных информационных систем для мониторинга погоды, мониторинга экологической ситуации, особо опасных и вредных производств, мониторинга потребления коммунальных услуг бюджетными организациями на основе отечественных решений в сфере интернета вещей. Декабрь 2021 года
55 Льготы для инвесторов в игровые проекты Предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты в целях установления запрета на учет рекламных расходов, осуществленных на иностранных интернет-площадках, для целей налогообложения прибыли. Февраль 2022 года
56 Фонд поддержки разработки игровых проектов (2) Подготовка предложений по созданию Фонда поддержки разработки игровых проектов (компьютерные, мобильные и онлайн-игры), популяризующих русскую культуру и историю. Ноябрь 2021 года
57 Размещение контента на российских площадках (2) Подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты, предусматривающих корректировку правил предоставления субсидий из федерального бюджета на создание кино- и ТВ-продукции в целях установления обязанности для получателей субсидий по размещению указанного контента на российских интернет-площадках. Ноябрь 2021 года
58 Льготы для аудиовизуальных сервисов Предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, предусматривающих установление для российских компаний – аудиовизуальных сервисов механизмов стимулирования производства отечественного аудиовизуального контента. Декабрь 2021 года
59 Киберполигоны Обеспечение в рамках исполнения федерального проекта «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» ввода в эксплуатацию трех сегментов киберполигона для обучения и тренировки специалистов и экспертов разного профиля, руководителей в области информационной безопасности и информационных технологий современным практикам обеспечения безопасности. Декабрь 2021 года
60 Информационная безопасность (1) Внесение изменений в нормативные правовые акты, предусматривающих включение в ВПЦТ раздела по информационной безопасности в качестве обязательного условия согласования ВПЦТ, с учетом применения отечественных передовых решений в сфере информационной безопасности. Сентябрь 2021 года
61 Обучение специалистов по информационной безопасности Внесение изменений в федеральный проект «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» с целью включения результатов, предусматривающих: – проведение обучения ключевых руководителей и специалистов по информационной безопасности зарубежных стран с участием российских компаний-вендоров программного обеспечения по информационной безопасности за счет средств федерального бюджета; – обучение иностранных студентов решениям в сфере информационной безопасности в вузах Российской Федерации совместно с российскими компаниями-вендорами (профессиональное образование, дополнительное образование). Декабрь 2021 года
62 Поддержка ИБ-компаний Обеспечение для ИТ-компаний сферы информационной безопасности приоритетного права доступа к мерам государственной поддержки, предусмотренным в федеральном проекте «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Сентябрь 2021 года

Третий пакет (1)

• Налоговые льготы: налог на прибыль до 2025 года – 0%, далее – 3%; тарифы страховых взносов – 7,6%.

Льготы распространяются на компании, получающие доходы от услуг:

- доработки, внедрения и поддержки любого российского ПО;

- продажи онлайн-рекламы на своих платформах;

- предоставления платного доступа к контенту, в том числе по подписке;

- оказания образовательных услуг с использованием онлайн-платформ;

- разработки и продажи российских программно-аппаратных комплексов.



• Грантовая поддержка на сумму 20 млрд рублей.

Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ):

- грант на цифровую трансформацию компаний от 20 до 500 млн рублей;

- грант на разработку отечественных ИТ-решений от 20 до 500 млн рублей, для особо значимых проектов – до 6 млрд рублей;

- компании и индивидуальные предприниматели с годовым доходом до 2 млрд ₽ и числом сотрудников не более 250 человек могут приобрести SaaS-решения российских разработчиков со скидкой 50%.

«В течение трех последних лет порядка 3 млрд рублей было выдано ИТ-сектору от РФРИТ, мы поддержали 80 проектов. У нас реализуется две программы. 4,5 млрд рублей на текущий год уже в наличии. Только 20% требуется от разработчика: мы существенным образом изменили процедуру получения финансирования. Заявитель через портал госуслуг направляет свою заявку на грант, после чего приглашается на публичную питч-сессию. Мы рассчитываем, что вместо 30 рабочих дней будем укладываться в две недели, таким образом заметно ускорив процедуру рассмотрения заявки».

Михаил Азовцев, советник генерального директора РФРИТ
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям, Фонд Бортника)

Фонд реализует программы инновационного развития, направленные на создание новых и развитие действующих высокотехнологичных компаний, коммерциализацию результатов научно-технической деятельности.

• Инношкольник – вовлечение школьников в инновационную деятельность;

• умник – поддержка коммерчески ориентированных научно-технических проектов молодых исследователей. 500 тысяч рублей;

• студенческий стартап – выполнение работ студентами по разработке новых товаров, изделий, технологий или услуг с использованием результатов собственных научно-технических и технологических исследований, имеющих потенциал коммерциализации и находящихся на самой ранней стадии развития. 1 млн рублей;

• старт – создание новых и поддержка существующих малых инновационных предприятий, стремящихся разработать и освоить производство нового товара, изделия, технологии или услуги с использованием результатов собственных научно-технических и технологических исследований, находящихся на начальной стадии развития и имеющих значительный потенциал коммерциализации. До 24 млн рублей;

• развитие – поддержка компаний, уже имеющих опыт разработки и продаж собственной наукоемкой продукции и планирующих разработку и освоение новых видов продукции. До 20 млн рублей;

• интернационализация – поддержка компаний, реализующих совместные проекты по разработке и освоению выпуска новых видов продукции с участием зарубежных партнеров, а также поддержка компаний, разрабатывающих продукцию, предназначенную для реализации на зарубежных рынках. До 15 млн рублей;

• коммерциализация – поддержка компаний, завершивших стадию НИОКР и планирующих создание или расширение производства инновационной продукции. До 30 млн рублей;

• кооперация – развитие партнерства между малыми инновационными предприятиями и индустриальными партнерами. Целью программы является использование потенциала сектора малого наукоемкого предпринимательства для развития продуктовых линеек средних и крупных технологических предприятий, создания новых и обновления существующих производств на базе инновационных, в том числе не имеющих аналогов, технологий. До 25 млн рублей.

Срочные меры *

Поручение Президента РФ от 2 марта 2022 года

• Ежегодное выделение из федерального бюджета ассигнований на грантовую поддержку перспективных разработок отечественных решений в области ИТ;

• выделение финансовых средств аккредитованным организациям, осуществляющим деятельность в области ИТ, на улучшение жилищных условий работников этих организаций и обеспечение повышения им зарплаты, а также определение категорий работников, на указанные меры которым будут выделяться финансовые средства;

• предоставление кредитов по льготной ставке не выше 3% на обеспечение текущей деятельности аккредитованных организаций и реализацию новых проектов;

• освобождение ИТ-компаний от налога на прибыль до 31 декабря 2024 года;

• упрощение процедур трудоустройства иностранных граждан, привлекаемых для работы в аккредитованных организациях, и получения ими ВНЖ;

• установление налоговых льгот и преференций для ИТ-компаний, получающих доходы от распространения рекламы или оказания дополнительных услуг с использованием приложений и онлайн-сервисов этих организаций либо доходы, связанные с реализацией, установкой и тестированием отечественных ИТ-решений;

• освобождение от налогового, валютного контроля и других видов государственного надзора и муниципального контроля на срок до трех лет;

• обеспечение консолидации и стимулирования госзакупок критически важных отечественных разработок в области ИТ и закупок для отдельных видов юрлиц, а также упрощение порядка проведения таких закупок.

* Анонсированные меры поддержки, список фактически реализованных мер может отличаться.

(1) – реализованные меры поддержки.

(2) – меры поддержки в процессе реализации.

Поддержка проектов в сфере ИИ

Правительство РФ выделило на финансовую поддержку разработчиков ИИ-систем более 17 млрд рублей, включая внебюджетные средства индустриальных заказчиков.

К 2024 году их получат около 1200 компаний.

Фонд содействия инновациям открыл прием заявок на конкурсы в области искусственного интеллекта: «Старт-ИИ», «Развитие-ИИ», «Код-ИИ» и «Коммерциализация-ИИ».

Разработчики ИТ-продуктов, сервисов или решений могут подать заявку по направлениям:

• компьютерное зрение;

• обработка естественного языка;

• распознавание и синтез речи;

• интеллектуальные системы поддержки принятия решений;

• перспективные методы искусственного интеллекта.

В рамках конкурса будут поддержаны только технологические решения, позволяющие имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты.

Граждане

Школьники Урок цифры – всероссийский образовательный проект в сфере информационных технологий Возможность получить знания от ведущих технологических компаний: «Яндекса», «Лаборатории Касперского», фирмы «1С», госкорпорации «Росатом» и социальной сети «ВКонтакте», а также Академии искусственного интеллекта для школьников благотворительного фонда «Сбера» «Вклад в будущее». АНО «Цифровая экономика»
Студенты Хакатоны и лекции по ИИ Первый и самый масштабный проект по ИИ в России, реализуется в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» АНО «Страна возможностей»
Специалисты Льготная ипотека Льготная ипотека – по ставке 5% (3% могут закрывать регионы, 2% – заемщик) – для ИТ-специалистов от 22 до 40 лет с доходом от 200 тысяч рублей в месяц в городах-миллионниках и от 150 тысяч рублей – для остальных. Минцифры
  Отсрочка от армии Отсрочка от армии для сотрудников ИТ-компаний вплоть до исполнения 27 лет. Минцифры
  Цифровые профессии Государственная программа дополнительного образования в сфере цифровой экономики Университет 2035

Стартапы

Хакатоны

Хакатон – это соревнование, в котором командам нужно за короткое время разработать прототип продукта для решения определенной проблемы, с которой столкнулся бизнес-заказчик. Участие в хакатонах помогает разработчикам познакомиться со специалистами компаний-спонсоров, продвинуть свой проект, прокачать навыки и завести новые знакомства. А также забрать часть призового фонда и запустить пилотный проект с компанией, которая предложила кейс-задачу для хакатона.

Крупнейший хакатон «Цифровой прорыв. Сезон: искусственный интеллект» – совместный проект платформы «Россия – страна возможностей» и конкурса «Хакатоны и лекции по искусственному интеллекту». В 2022 году будет организовано 36 хакатонов и чемпионатов по искусственному интеллекту и 25 образовательных онлайн-мероприятий.

С полным списком можно ознакомиться здесь.

ИТ-компании

Защита от уголовного преследования С февраля 2022 года экономические преступления в сфере ИТ рассматриваются присяжными заседателями, руководители компаний могут быть освобождены от уголовной ответственности при выплате штрафа и компенсации ущерба.  
Кредитные каникулы Кредитные каникулы для компаний среднего и малого бизнеса, занимающихся производством компьютеров, электроники и оптических изделий, и разработчиков ПО.
На кредитные каникулы смогут претендовать заемщики, которые заключили кредитный договор до 1 марта 2022 года. Обратиться за получением отсрочки или уменьшением размера платежей можно до 30 сентября 2022 года. Максимальный срок кредитных каникул – шесть месяцев. Можно также оформить реструктуризацию долга.
 
Субсидии на НИОКР Упрощение правил предоставления компаниям субсидий на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) при производстве высокотехнологичной продукции  
Налоговые льготы Налоговые льготы: налог на прибыль до 2025 года – 0%, далее – 3%; тарифы страховых взносов – 7,6%. Предлагается распространить льготы на компании, получающие доходы от услуг:
- доработки, внедрения и поддержки любого российского ПО;
- продажи онлайн-рекламы на своих платформах;
- предоставления платного доступа к контенту, в том числе по подписке;
- оказания образовательных услуг с использованием онлайн-платформ;
- разработки и продажи российских программно-аппаратных комплексов.
Минцифры

Отраслевой бизнес

Программа льготного кредитования цифровой трансформации компаний Кредиты по льготной ставке от 1 до 5% годовых для покупателей отечественных ИТ-продуктов до конца 2024 года:
- до 5 млрд рублей на один проект;
- до 10 млрд рублей на комплексную программу (совокупность проектов);
- акторинг – поддержка разработчика продукта, а не внедряющей его компании.
Предоставление субсидий на закупку программного обеспечения для малого и среднего бизнеса Субсидия 50% от средней рыночной цены ПО предоставляется напрямую разработчикам ПО. Разработчики ПО должны иметь в штате не менее 15 сотрудников, их выручка должна составлять не менее 10 млн рублей (без учета НДС) за предыдущий календарный год.

Экспериментальный правовой режим

Интересы бизнеса представляет АНО «Цифровая экономика»

Экспериментальный правовой режим предполагает временное применение специального регулирования для устранения нормативных барьеров, сдерживающих разработку и внедрение в РФ цифровых инноваций. Специальное регулирование распространяется на нейротехнологии и технологии искусственного интеллекта, технологии работы с большими данными, квантовые технологии, производственные технологии, технологии робототехники и сенсорики, технологии систем распределенного реестра, беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальности, интернет вещей, отраслевые цифровые технологии.