Минэнерго совместно с Минцифры и представителями промышленной отрасли, включая компании «Роснефть», «Россети», «Росатом», «Газпром» и Vygon Consulting, разрабатывают федеральный закон об использовании промышленных данных. Об этом сообщил замминистра энергетики РФ Павел Сорокин. По его словам, наибольшую активность в этой инициативе изначально проявили представители нефтяной отрасли.
Уже создана концепция и подготовлен первый черновой вариант законопроекта. Инициаторы рассчитывают, что удастся дойти до принятия закона и внесения изменений в смежные нормативно-правовые акты примерно за год, а начать его внедрение — в 2022-2023 годах.
Законопроект разрабатывается с целью упростить обмен данными между компаниями и государством и зафиксировать единые стандарты их хранения, верификации, правила их обезличивания и многое другое. «А чтобы упростить обмен данными, нужно также создать открытые стандарты и API для доступа и интеграции. Предстоит устранять и регуляторные барьеры, дать инвестиционный стимул для импортозамещения. Сейчас в России каждая компания видит себя отдельным государством. При этом основной конкурент у них – не их сосед, а мировой рынок. Поэтому нужно выстроить обмен данными так, чтобы каждая компания в России при помощи своего соседа могла бы быть эффективнее: использовать данные друг друга», — отметил Сорокин.
По словам замминистра энергетики, из всех отраслей промышленности самым большим генератором данных является нефтегазовая. По его оценке, средняя нефтегазовая компания ежедневно генерирует десятки петабайт информации, в то время как компания из сферы ритейла — всего 0,1-10 терабайт. По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики», технологии сбора, обработки и анализа больших данных к 2020 году внедрили 28% предприятий из сектора добычи полезных ископаемых, 18% обрабатывающих производств и 18% организаций, занимающихся обеспечением электроэнергией, газом или паром. О планах внедрения подобных технологий заявили, соответственно, 40%, 36% и 34% участников рынка.
Благодаря разрабатываемому закону станет возможным создание единых платформ, за счет чего, полагают его авторы, можно будет сократить транзакционные издержки во взаимодействии между компаниями, повысить объемы добычи в нефтяной отрасли, в частности, повысить эффективность промышленного оборудования.
Однако идею регулирования рынка промышленных данных законом разделяют не все. Так, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максим Паршин публично усомнился в необходимости принятия упомянутого закона. «Закон — это максимально жесткий способ регулирования, он ограничивает права и свободы. Рынок можно регулировать и более мягкими способами. Может быть, участники рынка должны поработать друг с другом и договориться о саморегулировании», — сказал Паршин.
Похожую позицию выразил и заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко. Он подчеркнул, что государство готово выстраивать нормативно-правовую базу на основе правил и договоренностей, которые участники рынка приняли по собственной инициативе.
Однако Минэнерго было готово к такой реакции. «Естественно, будет много критики, и это нормально, потому что это новая сущность, но которая очень нужна, чтобы мы могли сделать шаг вперед и дать нашим компаниям, нашей экономике прочный фундамент», — отметил Сорокин. Он привел в пример США и Индию, где «осознают важность развития направления промышленных данных, и существует много шагов регулирования данной области в разной форме».
«Закон о промышленных данных позволит России оказаться на одном уровне как минимум со странами-партнерами», — считает Сорокин.