В ассоциации «Руссофт» сообщили о сокращении экспортной выручки российских софтверных компаний до $8,4 млрд (на 12–17%) по итогам 2022 года. Эксперты отмечают, что такая ситуация вызвана фактическим закрытием рынка для российских разработчиков. Отечественные компании пытаются наладить поставки на Запад через третьи страны, а также рассматривают возможности выхода на рынки стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.
Поиск новых каналов экспорта становится основным выходом для российских компаний, отмечают в «Руссофте». К числу таких рынком эксперты относят азиатские страны и СНГ: «Южная и Восточная Азия привлекает огромностью национальных рынков. Самыми крупными в этом макрорегионе являются рынки Индии и Китая. Интерес к рынкам Африки, а также Южной и Центральной Америки также растет, но шансы значительно увеличить там продажи за короткий срок невелики», — говорит глава «Руссофта» Валентин Макаров.
В Минцифры говорят о востребованности российских решений за рубежом, в первую очередь в области «цифровизации транспортной логистики, сельскохозяйственной, добывающей промышленности». Однако в министерстве признают, что есть проблемы с работой на новых рынках, и связаны они не только с особенностями местного законодательства, сколько с уже существующими санкционными ограничениями, связанными с осуществлением трансакций и выводом прибыли в Россию.
Одной из мер, призванных помочь российским компаниям выходить на новые рынки призван институт «цифровых атташе», которые будут лоббировать решения российских софтверных компаний за рубежом. Специалисты должны начать работу в 16 странах уже в ближайшее время.
Вместе со снижением экспортной выручки российские IT-компании также столкнулись со снижением общего объема продаж на внутреннем рынке по итогам 2022 года. Об этом сообщил на конференции «Руссофта» ее президент Валентин Макаров. Как утверждает Макаров, сокращение продаж достигло 10%. Но уже в 2023 году в ассоциации прогнозируют рост продаж в России, который компенсирует падение выручки от продажи российских IT-решений за рубежом.
Наибольший интерес к российским продуктам проявляют в Узбекистане, Казахстане и ОАЭ — эти страны стали лидерами по закупкам российских решений в 2022 году. Еще один перспективный рынок — Латинская Америка, куда поставки выросли в 4-5 раз.