Цель очевидна: подписки на цифровые услуги, особенно с рекуррентными автоматическими платежами долгое время были одной из головных болей потребителей. Часто подписчики не дочитывают пользовательские соглашения и для них становятся неприятным сюрпризом периодические списания, изменение стоимости услуг с течением времени и прочие нюансы, которые повышают ARPU для провайдеров этих услуг.
В рамках разработанного в АНО «Цифровая экономика» комплекса мер предлагается:
- Ввести запрет на «предустановленные галочки» в онлайн-заказах. С помощью галочек клиенту обычно предлагаются сопутствующие услуги и товары экосистемы, ее реклама, а также берется согласие на автоматическое продление подписки на услуги экосистемы.
- Обязать поставщика при периодической оплате информировать клиента об очередном списании
- Обязать поставщика поставщика предоставить пользователю выбор продления платных подписок в автоматическом режиме или вручную
- Ввести обязательный «период охлаждения» для покупателей, в течение которого подписку можно отменить, если клиент не успел воспользоваться сервисами
- Упорядочить информирование потребителя об услугах экосистем, а именно — запретить объединение категорий информирования, реализовать настройку видимости состава услуг, включенных в подписку.
Меры по регулированию цифровых экосистем сформулированы в рамках круглых столов, которые проходили по запросу Минэкономразвития, рассказал «Ведомостям» заместитель генерального директора АНО «Цифровая экономика», директор по направлению «Нормативное регулирование» Дмитрий Тер-Степанов. Он подчеркнул, что в обсуждении участвовали представители «практически всех компаний, которые можно назвать экосистемами», в том числе Сбербанка, «Яндекса», VK (ранее — Mail.ru Group), МТС, Wildberries, Ozon, Avito.