Национальная технологическая инициатива (НТИ) намерена провести конкурс среди разработчиков грузовых беспилотников с призовым фондом 300 млн рублей, сообщают «Ведомости». Целью мероприятия является создание комплекса взаимосвязанных технологических решений, позволяющих доставлять беспилотному воздушному средству груз весом 50 кг на расстояние 1000 км, а также всей сопутствующей инфраструктуры с площадками для посадки и подзарядки, навигационной системой и погрузочными механизмами.
Как уточнил представитель «Платформы НТИ» Юрий Сушинов, конкурс в 2022-2024 годах инициирует комитет НТИ Up Great, в состав которого входят представители Российской венчурной компании, фонда «Сколково» и Агентства стратегических инициатив. Решение о его проведении будет принимать конкурсная комиссия при Минобрнауки. Деньги на призовой фонд выделяются в рамках федеральной субсидии.
Детальные параметры конкурса должны быть утверждены окончательно до конца этого года, тогда же начнется прием заявок, говорят в НТИ.
Предполагается, что команды будут решать задачи с последовательным усложнением. Грузоподъемность 50 кг и дистанция 1000 метров с пятью и более посадками — это конечный результат, начинать команды будут с 15 кг на 500 км и двумя точками посадки.
Сначала команды будут работать над беспилотником, перемещающимся по спланированному маршруту. Финальная же разработка должна перестраивать маршрут на ходу, осуществлять промежуточные посадки без техобслуживания, работать в сложных погодных условиях и летать в воздушном пространстве, в котором будут и другие беспилотники.
Конкурс будет проводиться в зоне экспериментального правового режима (который все еще обсуждается). Теоретически такими локациями могут стать полигон БВС в Орловке Тверской области или площадка НИЦ им. Жуковского в Дубне, отметил член рабочей группы AeroNext НТИ Глеб Бабинцев.
Участвовать в конкурсе смогут все компании, занимающиеся разработкой беспилотных авиационных систем. НТИ ожидает, что откликнутся по меньшей мере 15-20 компаний, а 5-7 из них дойдут до финала. По мнению редактора журнала «Беспилотная авиация» Дениса Федутинова, решить задачи конкурса могли бы компании «Вертолеты России», НПП «Стрела», НПП «Радар ммс» и «Кронштадт». Последнюю Федутинов назвал самой многообещающей: «Она предлагает создать конвертоплан, что позволило бы сочетать преимущества аппаратов самолетного и вертолетного типов».
Апробировать новые разработки, по мнению Федутинова, можно было бы в районах с неразвитой транспортной инфраструктурой, включая удаленные населенные пункты без удобного сообщения, удаленные объекты энергетической инфраструктуры, куда обычно груз доставляется при помощи авиации, и районы, пострадавшие вследствие ЧС.