Правительство России утвердило план развития государственной информсистемы (ГИС) ЖКХ. Сменится оператор системы: раньше это было АО «Почта России», теперь станет АО «Оператор информационной системы», созданное на паритетных началах «Почтой России» и «Интер РАО».
Планируется пересмотреть состав размещаемой в ГИС информации, усовершенствовать функционал и создать на базе системы единую цифровую платформу учета данных о ЖКХ. На платформе появятся более удобные сервисы, также будет разработано новое специализированное мобильное приложение.
ГИС ЖКХ запустили в 2017 году в качестве ресурса, с помощью которого граждане могут получить информацию об управляющих компаниях, оплатить счета и передать показания счетчиков. Организации должны с его помощью предоставлять разнообразные данные — от деталей управления жилыми домами до объемов поставляемых ресурсов. Однако система получила много критики за частые сбои, не позволяющие корректно с ней работать.
На фоне этой критики сменился госзаказчик ГИС — им стал Минстрой вместо Минкомсвязи. С октября 2021 года у системы будет и новый оператор. Ему предстоит модернизировать ГИС за свой счет. Обновленная система должна полноценно заработать с января 2022 года.
На законодательном уровне в рамках этой работы планируется интегрировать ГИС ЖКХ с другими региональными и муниципальными информационными системами, а также с единым порталом госуслуг. Это позволит оптимизировать процесс размещения информации в системе и исключить дублирование данных. Также власти разработают концепцию создания на базе ГИС единой цифровой платформы учета данных о ЖКХ.
Как сообщает «Коммерсант», Минстрой будет координировать работу над системой, стремясь «к тому, чтобы большее число граждан было заинтересовано в регистрации в ГИС и использовании ее сервисов благодаря донастройке и развитию системы».
У экспертов разное мнение насчет перезапуска ГИС ЖКХ.
Павел Склянчук, эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда», надеется, что со сменой оператора произойдет и «переосмысление идеологии ГИС ЖКХ, чтобы она не была черным ящиком, куда сгружается большой массив информации» и стала сервисом для организаций и граждан, которые могут выгружать полезную для себя информацию, а также «хабом по оздоровлению отрасли», позволяющим оценивать экономическое положение предприятий ЖКХ. Он также отметил, что на перезапуск системы может уйти до пяти лет, поскольку объем сведений колоссальный, а отрасль ЖКХ все еще слабо цифровизирована.
Замдиректора ассоциации «Совет производителей энергии» Сергей Полянцев отметил, что у ГИС ЖКХ до сих пор сохраняются технические проблемы, а объем размещаемых данных «в разы превышает сведения, предоставляемые в контролирующие органы в совокупности». При этом нет механизмов обеспечения их достоверности, и в итоге в ГИС содержится противоречивая информация. По мнению Полянцева, многие проблемы обусловлены тем, что изначально заказчиком ГИС было непрофильное министерство, а оператором — компания, не связанная со сферой ЖКХ, и их смена является «логичным решением, которое может изменить ситуацию к лучшему».
Основной задачей нового оператора станет не столько модернизация ГИС ЖКХ, сколько отладка хотя бы базовых разделов системы, прокомментировал ТАСС исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль» Сергей Сохранов. «Нужно сделать так, чтобы заработали основные разделы, которые ввели в систему еще в 2017 году, потому что сейчас у тех, кто имеет отношение к управлению многоквартирными домами, и у собственников квартир отношение к ГИС ЖКХ негативное. Оно сформировалось из-за того, что большинство сервисов либо не работают, либо работают с перебоями и некорректно. Это касается технических паспортов многоквартирных домов, платежных документов за жилищно-коммунальные услуги, возможности оплатить услуги авансом, провести общее собрание собственников в электронном виде. Еще одна важная задача, которую предстоит выполнить новому оператору системы — популяризация этого сервиса среди населения», — высказался Сохранов.