Кризисы, по словам эксперта, позволили повысить устойчивость и выработать способность противостоять новым вызовам. По прогнозу на 2022 год, почти на 15% вырастет объем сегмента электронной коммерции. К негативным факторам авторы отчета «Экономика Рунета. 2021–2022» отнесли:
- уход с российского рынка зарубежных поставщиков;
- сокращение экспорта товаров и услуг за рубеж;
- приостановку или прекращение деятельности ряда российских поставщиков, зависимых от импорта товаров или материалов/сырья для их производства;
- снижение доходов населения.
Однако есть и факторы, которые поддержат развитие сегмента:
- привычка потребителей к онлайн-покупкам;
- рост цен;
- отмена ограничений на дистанционную торговлю ряда товарных категорий (алкоголь, рецептурные лекарственные средства).
Рост инфраструктурного составит по итогам 2022 года около 17%. Следующие негативные факторы могут оказать на рынок серьезное давление:
- ограничение на поставку технологической продукции (полупроводников, вычислительных модулей, систем хранения данных и так далее);
- приостановка и сворачивание проектов по расширению инфраструктуры;
- уход с рынка крупнейших зарубежных игроков (Amazon Web Services, Google Cloud и Microsoft Azure);
- отказ компаний от использования облачных сервисов.
К факторам поддержки аналитики относят:
- переход российских компаний на отечественные облачные сервисы;
- рост цен;
- приостановку действия ряда требований «пакета Яровой».