Агрегатор такси Bolt появится в регионах России. Сейчас сервис работает только в Санкт-Петербурге. Запускаться в других городах он будет по модели франшизы. Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на представителя компании в России.
Приобретатель франшизы сможет развивать под брендом Bolt несколько сервисов: услуги такси, доставку еды, аренду электросамокатов и электровелосипедов. Он же будет подбирать водителей и курьеров, заниматься маркетингом и клиентской поддержкой. Компания будет платить за франшизу определенный процент от выручки.
Bolt надеется найти одного франчайзингового провайдера на страну, сказал их представитель. Однако возможен вариант, при котором несколько операторов будут работать под франшизой в разных городах.
Bolt стремится запустить свой сервис и в Москве, но компания видит большой потенциал в регионах страны, сказал ее представитель. По данным департамента транспорта Москвы, в столице «Яндекс.Такси» занимает 70,8% рынка, еще 20,2% принадлежит «Ситимобилу».
Общий объем рынка такси в России по итогам 2019 г. составил 709 млрд руб., подсчитывали в Аналитическом центре при правительстве. Лидером рынка является «Яндекс.Такси».
Bolt (прежде — Taxify) основали в Эстонии в 2013 г. В апреле 2019 г. агрегатор вышел на российский рынок, запустившись в Санкт-Петербурге. Осенью 2020 г. Bolt открыл там же аренду электросамокатов. Один из инвесторов сервиса — китайский агрегатор такси Didi. Он также уже работает в России — с августа 2020 г.
Несколько агрегаторов такси уже работают в России по модели франшизы — в частности, «Максим» и группа «Везет». У «Максим» более 300 партнерских подразделений, по собственным данным. Их сервис пользуется наибольшим спросом в городах с населением от 10 000 до 100 000 человек. В России компания продает франчайзи «эксклюзивные права на город», а также развивает франшизу в 16 странах.
Успех новой франшизы зависит от узнаваемости бренда, считают в «Максим». В Петербурге, где Bolt работает уже почти 2 года, о нем знают 35% пользователей такси, следует из результатов опроса Ipsos (проводился с помощью анкетирования 400 человек). При этом за декабрь 2020 г. им пользовались только 2%.
Франшизу от агрегатора такси ищут меньше 1% от всех заинтересованных во франчайзинге, сказала эксперт портала Franshiza.ru Анна Рождественская. По ее словам, чаще всего такую сделку заключают инвесторы, уже связанные с рынком или имеющие собственный автопарк.
В сегменте такси модель франшизы вряд ли позволит занять лидирующие позиции, считает исполнительный директор «Ситимобила» Виталий Бедарев. Чтобы модель агрегатора такси приносила прибыль, необходимо занимать не менее 25% рынка, считает он. «Для этого нужны существенные инвестиции, а к франшизе агрегаторы такси чаще всего прибегают ради экономии»,— отмечает Бедарев.