Page ID: 12402
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Новости

Электронный рецепт, дашборд для врача, архив медизображений: как регионы переходят на «цифру» в здравоохранении

В Калуге на площадке всероссийского форума «Цифровая эволюция» завершился круглый стол «Цифровая трансформация здравоохранения».

Калужская область входит в число первых субъектов РФ, который встал на путь цифровой трансформации сферы здравоохранения и внедрил региональный сегмент соответствующей единой государственной информационной системы. «В части цифровой трансформации в 2019 году создали единую электронную регистратуру. Это call-центр, с помощью которого осуществляется идентификация пациента по номеру телефона, запись на прием. Сейчас 90% пациентов записываются к врачу без очного визита в медучреждение. Бот-чат и голосовые помощники помогают пациентам при записи, уточнении деталей. Создан дашборд для врачей», — рассказывает министр здравоохранения Калужского области Константин Пахоменко.

Активное участие в развитии цифрового контура здравоохранения Калужской области принимает компания «Цифромед», при участии которой в регионе было осуществлено внедрение Единой Цифровой Платформы, Центрального архива медицинских изображений в медицинских учреждениях, а в данный момент проводятся мероприятия по технологической демонстрации программного продукта «Электронный рецепт медицинских назначений».

Белгородская область внедрила во всех городских поликлиниках области платформу юридически значимых электронных рецептов на лекарственные препараты. Проект уже охватил все государственные поликлиники и 65% аптек региона. Установлено свыше 100 тысяч мобильных приложений, выписано более 550 тысяч рецептов.

Система здравоохранения Тульской области состоит из 19 подсистем, включая электронные медицинские документы и электронную интегрированную медицинскую карту, выдачу справки онлайн без посещения медучреждения. В регионе разработан функционал, позволяющий оказывать помощь на дому через электронное приложение.

Однако на пути трансформации существует ряд трудностей, среди которых нехватка доступного и легкого в эксплуатации ПО для медперсонала, создание централизованной платформы для всех участников цифровизации регионального и федерального уровней, отсутствие надежных и защищенных каналов связи, а также увеличение объема финансирования.

Борис Глазков, президент по стратегическим инициативам ПАО «Ростелеком»:

«Нужны серьезные и глобальные решения в сфере цифрового здравоохранения. Регионы работают, кто во что горазд. Системы, созданные в регионах, слабо унифицированы, работают разрозненно. Есть несколько проблем. Одна из них связана с финансированием. И его нужно ставить жестко – за какие деньги в будущем будет поддерживаться эта отрасль? Какая будет экономика в сфере государственного здравоохранения? Еще один вопрос – каналы связи и центры обработки данных – надежные и защищенные по требованиям отечественных регуляторов. Пока управление этой инфраструктурой не централизованно. Сейчас возникают риски информационной безопасности. Это может иметь негативный фон в системе здравоохранения. Третья большая проблема – четырехуровневая информационная модель взаимодействия. Та архитектура, которая сейчас есть, не является удобной. Объясняю почему. Есть портал Госуслуг, у которого оператор Минцифры, далее есть еще одно звено – Единая государственная система здравоохранения, где оператором выступает Минздрав, далее идет региональная единая система здравоохранения и получение обратной связи от врачей. Минцифра и медучреждения должны работать в едином оркестре. Необходимо создать более централизованную платформу».

Кроме того, сегодня существует проблема доступных для понимания врачей и медицинского персонала цифровых инструментов. «Врачам не хватает простого доступного программного обеспечения, легкого интерфейса и понятного обмена информацией между учреждениями. В 2019 году проводился опрос медицинских работников, согласно которому 68% опрошенных считают, что фактором, тормозящим переход к цифровизации является невозможность отказа от ведения медицинской документации, 4% — организации, которые полностью отказались от бумажной карты пациенты, 6% — организации, в которых сотрудники работают с информационными медицинскими системами. 90% врачей считают, что цифровизация нужна, но на данном она не полностью удовлетворяет потребности медработников. Очень много вопросов о документообороте, электронных рецептах», — отмечает к.м.н., координатор тематических площадок «Здравоохранение» и «Демография» Анаит Геворкян.

Павел Пугачев, заместитель министра здравоохранения РФ:

«Цифровые процессы должны быть вплетены в процессы медицинской деятельности. В условиях цифровизации нельзя допускать некачественного оказания услуг – чтобы таблетка, которая нужна одного пациенту, оказалась у другого. Нам нужно выработать такие критерии и методики, которые бы показывали уровень развития цифровизации здравоохранения в регионах. Должны быть точки роста».