Page ID: 94494
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Новости

Эксперты ВШЭ рассказали о стратегиях импортозамещения в России

Фото: НИУ ВШЭ

Несмотря на сокращение импорта в промышленном комплексе страны на протяжении последних пятнадцати лет, зависимость от импорта в отдельных секторах все еще остается критической. Авторы исследования приводят в документе примеры успешного импортозамещения и предлагают возможные стратегии импортозамещения в России после 2022 года

«Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) при участии РСПП и Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ подготовила аналитический доклад «Импортозамещение в российской экономике: вчера и завтра».

Исследователи определяют импортозамещение как «выращивание» отечественных производств, способных полностью или частично заменить импортные товары отечественной продукцией со схожим функционалом. Это сопровождается и изменением товарной структуры импорта.

Доля импорта снижается с 2000-х годов

«Появление темы импортозамещения в повестке государства часто связывают с ухудшением геополитической обстановки в 2014–2015 годах, вылившимся во введение режима санкций и контрсанкций. Многие также полагают, что импортозамещение — это российское ноу-хау. Оба этих мнения ошибочны. Целый ряд стран проводил политику импортозамещения, а в России она де-факто стартовала после глобальной “великой рецессии”», — говорит директор Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ, руководитель авторской группы исследования Юрий Симачев.

Россия проводит политику импортозамещения начиная с 2000-х, и с тех пор по многим позициям доля импорта в промышленном производстве снижается. Уже в 2018 году доля иностранной добавленной стоимости в конечном потреблении промышленного сектора составляла в России 39% — примерно те же показатели у Колумбии, Индии и США. При этом, зависимость от импорта в два раза ниже чем в таких странах как Сингапур, Венгрия, Словакия, Латвия, Эстония и Словения. Но импорт не является негативным фактором: экономическое развитие, как правило, связано с интеграцией в мировые хозяйственные связи.

При этом в отдельных секторах отечественной экономики зависимость от импорта все еще остается критической, например, в производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, компьютеров, электронных и оптических изделий, мебели и одежды. Эксперты обращают внимание на то, что высокий уровень импорта может не составлять проблем, если это импорт с низкими рисками, если существуют различные альтернативы. Но у многих российских обрабатывающих отраслей импорт завязан на «недружественные» страны.

В докладе отмечается, что в большинстве отраслей российской экономики за последние годы произошел рост обеспеченности отечественной продукцией. Наиболее высокий уровень — в промышленности стройматериалов (96%), транспортном машиностроении (92%) и в черной металлургии (90%), наименьший — в станкоинструментальной промышленности (24%), фармацевтической промышленности (35%) и в индустрии детских товаров (31%).

Успешные кейсы импортозамещения

Среди успешных кейсов реализации политики импортозамещения исследователи приводят в пример несколько кейсов.

Например, отечественным производителям труб удалось освоить производство труб большого диаметра для магистральных нефте- и газопроводов, таких как. «Восточная Сибирь — Тихий океан», «Северный поток — 1» и «Северный поток — 2», «Сила Сибири», «Турецкий поток».

В авиастроении таким примером может служить собственное производство композитных материалов для крыла авиалайнера МС-21. После отказа от контрактов со стороны иностранных компаний в 2018 году, удалось построить собственное производство необходимых материалов для создания российского композитного крыла

В автомобильной промышленности на собственные решения удалось перейти «КАМАЗ»: в феврале 2023 года был собран первый обновленный магистральный тягач серии К5 (КАМАЗ-54901) с улучшенными техническими характеристиками с использованием российских комплектующих и материалов из «дружественных» стран.

В фарминдустрии не только успешно создаются аналоги зарубежных препаратов, но и разрабатываются новые, например, инновационный препарат «Илсира» — иммунодепрессивное средство для лечения аутоиммунных заболеваний, блокирующее возникновение цитокинового шторма при тяжелых формах коронавируса.

Семь стратегий импортозамещения для России

Исследователи отмечают, что после введения дополнительных ограничений в 2022 году изменился и сам характер импортозамещения — произошла переориентация в пользу достижения устойчивости экономики, восполнения провалов в цепочках создания стоимости, обеспечения технологического суверенитета. В этой ситуации невозможно представить некую единую стратегию для разных отраслей промышленности. Авторы исследования предлагают рассмотреть 7 базовых стратегий, которые определяются ресурсными возможностями отраслей, горизонтом планирования, возможностями глобального позиционирования. Их условно можно разделить на три группы исходя из горизонта реализации.

В долгосрочной перспективе наиболее заметен будет эффект при мобилизационной активации НИОКР, которая имеет смысл либо в стратегических отраслях (как авиастроение и электроника), либо там, где уровень технологической готовности высок или может быть пройден в ускоренном темпе. Также достижение успешной реализации в долгосрочной перспективе эксперты видят в стратегии реинтеграции в глобальные цепочки поставок на более выгодных условиях (например, в таких отраслях как медтехника и биоиндустрия), что потребует развития глобально конкурентоспособных компетенций.

В среднесрочной перспективе отмечаются такие стратегии, как адаптация и локализация импортных технологий (например, в легкой промышленности), «дженериковая» модель, для которой потребуется принудительно лицензировать зарубежные продукты и реформировать институт интеллектуальной собственности, а также релокация производственных этапов российских компаний в страны с низкими политическими рисками, а также цифровая трансформация. В последнем случае предполагается развертывание новых производств за счет системной цифровой интеграции различных компонентов.

Также исследователи выделяют еще одну стратегию с результатами в краткосрочной перспективе — это переход на поколение технологий «-1» или «-2». Суть этого подхода в создании упрощенных продуктов-заменителей с базовой функциональностью для обеспечения внутреннего потребления. Такой подход уже был реализован в 2022 году из-за осложнения ситуации с импортов автокомпонентов. Тогда в России приостановили действие некоторых положений техрегламента Таможенного союза, после чего автозаводы смогли выпускать автомобили без антиблокировочной системы тормозов, подушек безопасности и с пониженным экологическим классом.

Выводы

Авторы исследования приходят к выводу, что политика импортозамещения в новых условиях «должна быть направлена на достижение структурных эффектов, а не на “фронтальное” импортозамещение по всем направлениям». Экономика должна оставаться открытой, необходимо искать новые рынки сбыта и помогать экспорту импортозамещающих производств.

«В условиях высочайшей неопределенности особую роль играет выстраивание предсказуемой политики государства в части приоритетов и последовательности действий в рамках политики импортозамещения», — отмечает Юрий Симачев.

В условиях санкционного давления политика импортозамещения должна учитывать необходимость обеспечения технологического суверенитета при сохранении открытости экономики и переориентации на рынки дружественных стран.