«Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) при участии РСПП и Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ подготовила аналитический доклад «Импортозамещение в российской экономике: вчера и завтра».
Исследователи определяют импортозамещение как «выращивание» отечественных производств, способных полностью или частично заменить импортные товары отечественной продукцией со схожим функционалом. Это сопровождается и изменением товарной структуры импорта.
Доля импорта снижается с 2000-х годов
«Появление темы импортозамещения в повестке государства часто связывают с ухудшением геополитической обстановки в 2014–2015 годах, вылившимся во введение режима санкций и контрсанкций. Многие также полагают, что импортозамещение — это российское ноу-хау. Оба этих мнения ошибочны. Целый ряд стран проводил политику импортозамещения, а в России она де-факто стартовала после глобальной “великой рецессии”», — говорит директор Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ, руководитель авторской группы исследования Юрий Симачев.
Россия проводит политику импортозамещения начиная с 2000-х, и с тех пор по многим позициям доля импорта в промышленном производстве снижается. Уже в 2018 году доля иностранной добавленной стоимости в конечном потреблении промышленного сектора составляла в России 39% — примерно те же показатели у Колумбии, Индии и США. При этом, зависимость от импорта в два раза ниже чем в таких странах как Сингапур, Венгрия, Словакия, Латвия, Эстония и Словения. Но импорт не является негативным фактором: экономическое развитие, как правило, связано с интеграцией в мировые хозяйственные связи.