Сейчас главная задача для российского Интернета вещей – наполнить рынок отечественными решениями и оборудованием, так как поставки зарубежных компонентов существенно сократились. Однако пока введенные санкции и уход иностранных вендоров еще не оказали ощутимого влияния на работу российских компаний, отметил исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники Иван Покровский.
«По объемам закупки компонентов в первом квартале 2022 года, как говорят участники нашей ассоциации, пока все хорошо. Одни закупили ключевые импортные компоненты на 1-2 года, другие – на 1-2 месяца. Что будет дальше – вопрос сложный. Мое предложение: надо повысить финансовую устойчивость бизнеса за счет снятия фискальных барьеров для предприятий электронной промышленности, дать доступ к льготным кредитам, а госзаказчиков перевести на больший процент аванса при реализации IoT-проектов», — рассказал эксперт.
С мнением Ивана Покровского соглашается и генеральный директор WAVIoT Андрей Бакуменко. Он приводит и еще один довод: необходимо, чтобы государственные заказчики не сворачивали IoT-проекты.
«Во-первых, малый бизнес, разрабатывающий и/или поставляющий IoT-оборудование, в России кредитует крупные компании, в том числе – государственные. Сейчас мы получаем деньги в лучшем случае через 60 дней после отгрузки. Этот подход нужно в корне менять, иначе он лишает нас оборотных средств, инвестиций в новые проекты. Во-вторых, мы, вкладывая десятки миллионов рублей в разработки и привлекая новых программистов, рассчитываем окупить свои затраты. Но наши заказчики начинают урезать свои инвестиционные бюджеты, а ведь рынок IoT в России – около государственный. В итоге у компаний снижается выручка, падают налоговые отчисления в бюджет», — отметил он.
Эксперт рассчитывает, что вскоре эта ситуация будет исправлена и ранее анонсированные проекты получат инвестиции в полном объеме, без оптимизации финансовой части.
Для развития рынка Интернета вещей в России также важно, чтобы производственные мощности главных заказчиков оставались на прежнем уровне, считает руководитель департамента по работе с федеральными госструктурами «Вымпелкома» Алексей Кузнецов. Так, автомобильная отрасль – это главный заказчик IoT-устройств. При снижении выпуска автомобилей сильно пострадает сегмент транспортной телематики.
«Транспортная телематика в России – это быстрорастущий рынок. Перестанут производить машины – будет заметно меньшим спрос на операторские решения в сфере транспорта. А ведь с помощью SIM-карты в бортовом оборудовании автомобиля можно собирать различную обезличенную аналитику (в том числе полезную госорганам, – прим. ред.). Еще одна проблема для телематики вообще заключается в том, что все SIM-карты операторы закупают за рубежом. На уровне государства стоило бы задуматься о том, чтобы создать все условия для запуска производства SIM-карт в России», — считает Алексей Кузнецов.
Эксперт отметил, что большинство IoT-оборудования работает на сетях 2G, а на подключения к 4G приходится лишь 15-20%. До февраля 2022 года заказчики активно меняли устаревшее телематические датчики с 2G, отслужившие 5-10 лет, на новые 4G. Но теперь наблюдается дефицит оборудования, которое в России просто не производят.
Искать выход из этой сложной ситуации в OpenRAN-технологиях предлагает руководитель Центра компетенций НТИ на базе «Сколтеха» по технологиям беспроводной связи и интернета вещей Дмитрий Лаконцев.
В основном при помощи OpenRAN модернизируют или строят сети 4G и 5G. Главное преимущество новой технологии – в возможности использовать в одной сети оператора продукты разных поставщиков. Иными словами, телекоммуникационное оборудование становится «конструктором», в котором можно выбирать совместимые софт и аппаратное обеспечение.
«В мире только пять компаний выпускают оборудование операторского класса. Причем на три фирмы – Nokia, Huawei и Ericsson, приходится порядка 80% мирового рынка. Оставшиеся 20% рынка занимают ZTE и Samsung. Это чистой воды олигополия. Все эти компании отказали в поставке оборудования в Россию. Да, некоторые операторы успели закупиться на 1-2 года вперед. Но речь идет о том, чтобы сохранить достигнутые за последние годы качество связи и ее территориальный охват. Даже европейские операторы сотовой связи – Vodafone, Telefonika понимают важность OpenRAN и участвуют в развитии технологий. Дело в том, что им запрещено приобретать оборудование ZTE и Huawei, которое подпало под американские санкции. Но и оставаться в зависимости от оставшихся трех поставщиков у этих операторов желания нет», — полагает Дмитрий Лаконцев.
Сейчас идет становление российского сегмента OpenRAN. В развитии технологии участвует порядка 10 компаний. Первые коммерческие решения OpenRAN, как ожидается, появятся в России в 2023 году. Но на этом останавливаться не стоит, считает Дмитрий Лаконцев и предлагает развивать и другие телекоммуникационные стандарты.
«Непонятно, как в России будут относится к зарубежным, в т.ч. телекоммуникационным, стандартам. Технологические санкции отменят не скоро, однако нельзя терять и связи с миром. В тех местах, где важно критически соответствовать международному сотрудничеству, мы будем делать свои стандарты, гармонизированные с мировыми», — считает Дмитрий Лаконцев.
В целом, есть два самых плохих возможных сценария развития российского рынка Интернета вещей, предупреждает Иван Покровский. Первый заключается в самоизоляции, которая приведет к технологической деградации страны, а второй – в закреплении на российском рынке продукции из Китая. Оба сценария, считает эксперт, должны учитывать российские регуляторы при долгосрочном планировании.
Конференция «Рынок IoT: вся правда об импортозамещении и экспортном потенциале» организована Ассоциацией интернета вещей, организацией «Цифровая экономика» и медиа-ресурсом iot.ru.