Участники конференции ЦИПР 2021 обсудили выход государства на рынок цифровых услуг в качестве поставщика, передает «Интерфакс». Эксперты отметили, что частные игроки в этой сфере и государство находятся в заведомо неравных условиях, и это может привести к конфликту интересов. Поэтому необходимы новые правила взаимодействия государства с бизнес-структурами и корректный обмен государственными и частными базами данных.
Вице-президент МТС по взаимодействию с органами государственной власти и связям с общественностью Руслан Ибрагимов отметил, что нужно четко разграничить, где в отрасли работает государство, где частные компании, а где обе стороны взаимодействуют. «Государство было регулятором на цифровом рынке и, становясь его игроком, все еще остается регулятором. Ситуация называется «потенциальный конфликт интересов». Очень важно, чтобы были понятные и прозрачные правила в этой сфере. А пока их нет, клиент может находиться в центре разногласий, поскольку они назревают, хотя и могут быть разрешены», — сказал Ибрагимов.
Он отметил, что государство, создавая собственные системы идентификации, использует уже накопленные бизнесом массивы данных, предлагая операторам проводить удаленную идентификацию только через государственные информационные системы, а также безвозмездно передавать обезличенные данные государству.
По мнению Ибрагимова, государство и бизнес должны разработать подходы к совместному использованию технологий для доступа к клиенту, обсудить компенсационные механизмы при обмене данными и провести дискуссию с целью исключить «конфликт интересов» в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика».
Продолжая тему, замминистра экономического развития РФ Алексей Херсонцев заявил, что законодательство уже учло затронутые моменты, и что бизнес должен конкретнее формулировать свои пожелания в таких вопросах. «Когда мы говорим о конкретике сейчас, вся эта конкретика упирается в несколько кейсов (пенсии, недвижимость), и они могут быть решены без широких изменений в закон. Надо еще подумать, в чем конкретная потребность, в каких услугах, потому что сейчас мы ведем дискуссию достаточно теоретически. Хотелось бы понять, как предусмотренные законом возможности могут быть реализованы», — заключил Херсонцев.
Старший вице-президент, руководитель департамента управления и координации технологических изменений ВТБ Сергей Безбогов привел пример взаимодействия бизнеса с государством: в 2020 году ФНС предоставила возможность оперативного обмена данным для программ поддержки бизнеса в условиях пандемии.
Представитель Сбербанка Петр Днепровский привел еще один пример: онлайн-регистрацию клиентов банка на портале госуслуг и перевод пенсии на счета клиентов из Пенсионного фонда.
Говоря о расширении перечня цифровых услуг, Безбогов отметил, что число коммерческих услуг резко возрастет, когда будет найден механизм заключения правовых договоров онлайн, которые будет принимать судебная система.
Генеральный директор группы компаний «СКБ Контур» Евгений Филатов отметил, что уже есть огромный многолетний опыт оказания конвергентных услуг по электронному документообороту между бизнесом и государством, когда бизнесу отдавалась разработка информационных систем с использованием открытых данных. Он также добавил, что ключевой задачей клиентоцентричности является поддержка клиента, так называемая «последняя миля» предоставления услуги, которую государство не сможет обеспечить на таком же уровне как частный бизнес.
Директор по развитию цифрового бизнеса группы «Интерфакс» Олег Полетаев напомнил, что, по оценке аналитического центра НАФИ, высоким уровнем цифровой грамотности обладает только 27% россиян. «Изжога в обществе от всего цифрового. Огромный спрос на прямую коммуникацию, на личную поддержку, на взаимодействие. Бизнес на «последней миле» просто необходим, потому что только он способен снимать качественную обратную связь», — заключил Полетаев.