Высшая школа государственного управления (ВШГУ) РАНХиГС провела опрос среди 288 руководителей цифровой трансформации, разработчиков и заказчиков digital-сервисов по теме цифровой этики. Цель исследования — понять, какие существуют этические проблемы при использовании цифровых технологий в сфере госуправления и как их решить.
Согласно результатам, главная проблема массовой цифровизации — утечка персональных данных. С этим согласились 83% опрошенных. 70% респондентов назвали «очень критичными» риски недостаточной защиты персональных данных.
Отвечая на вопрос о технологиях, при использовании которых существенно повышается риск утечки данных, 63% опрошенных отметили сервисы реестрового типа (цифровой профиль). 60% указали на сервисы сбора биометрических данных, 54% — на видеонаблюдение и цифровую слежку, 51% — на сервисы о занятости и финансах.
72% опрошенных считают, что при внедрении цифровых технологий особенно важно уделять внимание вопросам этики в сфере защиты персональных данных. 55% в качестве наиболее важной сферы назвали государственные услуги, 53% — медицину.
Нарушение оборота персональных данных становится ключевой этической проблемой при создании и использовании цифровых сервисов. Эксперты отмечают, что сейчас работа с данными непрозрачна: люди не понимают, для чего их данные используются, почему так долго хранятся и как защищаются. Как следствие, граждане не хотят заводить электронные документы и не доверяют цифровым медуслугам.
Респонденты выделили и другие отрицательные стороны внедрения цифровых технологий: риск сбоев и катастроф из-за поломок инфраструктуры (57%), ошибки в принятии решений искусственным интеллектом (48%), риск дискриминации граждан (40%) и цифрового неравенства (37%).
Авторы исследования отмечают, что пандемия не только ускорила цифровизацию многих сфер, но и спровоцировала введение непродуманных решений, которые вызвали «отторжение» у граждан и омрачили их восприятие цифровой трансформации. Среди таких решений — система цифровых пропусков, приложение «Социальный мониторинг» в Москве, переход на дистанционное обучение (по данным ВШГУ, его не одобряют 95% родителей).
Негативное отношение к конкретным нововведениям граждане переносят на остальные достижения властей в области цифровой трансформации, подчеркивают эксперты. Потеря доверия граждан — самый серьезный риск для государства.
В качестве инструментов для повышения доверия граждан к цифровым сервисам эксперты предлагают следующее:
— Совершенствование законов и самоаудит власти. «Работу над доверием в обществе государству предстоит начинать с себя. Для этого необходимо разработать и принять понятные для всех и достаточно жесткие законы, защищающие данные граждан, а затем добиться неотвратимости наказания за преступления в цифровой сфере».
— Взаимодействие с бизнесом и общественными организациями при разработке и запуске цифровых сервисов. «Необходима независимая внешняя экспертиза цифровых решений, общественная рефлексия в виде системы экспертных органов, которые могут представлять все «за» и «против»».
— Коммуникацию с гражданами и клиентоцентричность. Как отмечают эксперты, в России пока не создан институт, который мог бы точно выявлять предпочтения граждан. Поэтому решением могут стать тестирование инновационных технологий, развитие проактивных госуслуг, когда меры социальной поддержки будут предоставляться в электронном виде без заявлений и подтверждающих документов, изучение пользовательского опыта, внедрение риск-ориентированного подхода и инструментов кризисных коммуникаций при разработке новых цифровых сервисов.