Технологии искусственного интеллекта внедряют более 85% крупных российских компаний, говорится в совместном исследовании «Ростелекома» и TAdviser. Из них 76% перешли от стадии пилотирования к активному внедрению AI-проектов. Уже более 70% компаний, внедряющих ИИ (62% от общего числа опрошенных), получают финансовую выгоду от внедрения AI-решений.
Авторы исследования опросили 100 крупных организаций из разных сфер. Опрашивали и частные, и государственные компании. Методика опроса разработана совместно с экспертами «Ростелекома», ее детали не уточняются.
В большей степени искусственный интеллект внедряют компании из таких сфера, как финансы, телеком, IT, промышленность, ритейл и нефтегазодобывающая отрасль.
Больше половины организаций (54%) из тех, что уже применяют AI, сочетают самостоятельную разработку решений с закупками интеллектуальных продуктов у сторонних организаций. К тому же 30% опрошенных компаний продает свои AI-решения сторонним организациям.
93% опрошенных компаний не сокращали рабочие места из-за внедрения искусственного интеллекта. В некоторых из них штат сотрудников, наоборот, расширялся.
Компании, которые пока не используют AI-решения, ссылаются главным образом на непонимание возможных эффектов от них (42%), а также на низкую рентабельность таких проектов (41%). Преимущественно это компании из секторов промышленности, IT, банков и ритейла, выручка которых не превышает 100 млрд руб. В то же время более 60% организаций из этих секторов планируют внедрить искусственный интеллект в ближайшее время.
Совокупная выгода для российских компаний от внедрения AI-технологий в 2019 г. составила 60 млрд руб. за 2019 г. (более 27 млрд руб. составил дополнительный доход и более 32 млрд руб. — полученная экономия), оценили авторы исследования. Однако в большинстве случаев эта оценка носит субъективных характер. Лишь 18% компаний проводят официальную оценку AI-проектов, а около трети опрошенных затрудняются с оценкой эффекта.
В большинстве случаев искусственный интеллект в компаниях представлен виртуальными помощниками или чат-ботами. Кроме того, в исследовании также приводятся примеры внедрения технологии беспилотного управления сельхозтехникой и распознавания речи, алгоритмов для персонализации запросов и прогнозирования спроса, а также другие решения.