Page ID: 93981
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Новости

АНО «Цифровая экономика» выпустила исследование по оценке зрелости российских облачных сервисов

В рамках работы АНО «Цифровая экономика» провела аналитическое исследование по оценке соответствия сервисов, предоставляемых российскими технологическими компаниями, методическим рекомендациям «Базовые сервисы Единой цифровой платформы Российской Федерации «ГосТех». Основные требования к составу и функциям».

Развитие Единой цифровой платформы Российской Федерации «ГосТех» является одним из ключевых отечественных трендов цифровой трансформации и цифровой экономики в 2022 г. В октябре этого года Председателем Правительства М.В. Мишустиным были утверждены Концепция и план мероприятий («дорожная карта») по созданию и функционированию единой цифровой платформы Российской Федерации «ГосТех».

Принципиально важным представляется еще один вектор развития платформы «ГосТех» — а именно, интеграция в ее контур цифровых, в т.ч. облачных сервисов частных технологических компаний. Обеспечение возможности предоставлять облачные услуги из контура единой государственной платформы может придать мощный импульс развитию отечественных технологических компаний, ускорить выстраивание их собственных сервисных экосистем – и, одновременно, сделать получение цифровых сервисов еще более удобным и бесшовным для граждан и бизнеса. В конечном счете, такой вектор развития ведет к постепенному стиранию границ между государственным и частным контуром цифровых сервисов, что может обеспечить мощный синергетический эффект для цифровой экономики Российской Федерации.

Проработка возможностей для предоставления цифровых сервисов отечественных технологических компаний на платформе «ГосТех» уже ведется. В аналитическом исследовании АНО «Цифровая экономика» представила оценку соответствия сервисов, предоставляемых российскими технологическими компаниями, методическим рекомендациям «Базовые сервисы Единой цифровой платформы Российской Федерации «ГосТех». Основные требования к составу и функциям».

Предоставленная технологическими компаниями информация дает следующую общую статистику:

  • В среднем на одну технологическую компанию приходится порядка 10 облачных сервисов, которые находятся на различной стадии готовности к предоставлению на платформе «ГосТех» (включая нулевую стадию).
  • Средняя наполненность 19 категорий облачных сервисов по сумме данных от 5 компаний составляет порядка 2,7 сервисов на одну категорию. Данный показатель вырастет пропорционально увеличению выборки опрашиваемых технологических компаний.
  • При этом из 51 сервиса на данный момент базовым требованиям к платформе «ГосТех» соответствуют 24 (или 47 % от сервисов, по которым предоставлена информация). Таким образом, текущий уровень готовности облачных сервисов российских технологических компаний к их предоставлению на платформе «ГосТех» может быть предварительно оценен ниже 50%.
  • Совокупный объем оценок расходов технологических компаний на обеспечение соответствия 20 предоставляемых сервисов требованиям платформы «ГосТех» составляет 257-268 млн руб. Таким образом, средний оцениваемый объем расходов на доработку одного сервиса составляет 12,85 – 13,4 млн руб.
  • Медианная оценка срока, требующегося для обеспечения соответствия облачного сервиса базовым требованиям к платформе «ГосТех» составляет от 12 до 24 месяцев.

Среди ключевых барьеров для предоставления облачных сервисов на платформе «ГосТех» технологические компании выделили следующие:

Барьеры, связанные с соответствием регуляторным требованиям в части импортозамещения ПО

В частности, речь идет об отсутствии ПО, на базе которого предоставляются облачные сервисы технологических компаний, в едином реестре отечественного ПО Минцифры России.

Барьеры, связанные с необходимостью интеграции коммерческих облачных сервисов в контур государственной инфраструктуры цифровых сервисов

Конкретно, речь идет об отсутствии интеграции предоставляемого облачного сервиса с Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).

Технологические барьеры, связанные с необходимостью модификации сервиса для его предоставления на платформе «ГосТех»

Например, необходимость масштабирования инфраструктуры или доработки сервиса под модель SaaS или PaaS. 

Полная версия исследования доступна по ссылке.