Page ID: 5140
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Новости

Аналитики: российские школы нуждаются в технологической трансформации

Аналитики НИУ «Высшая школа экономики», НКО «Образовательный союз» и учебного центра «Верконт Сервис» представили итоги второй волны исследования о цифровизации учебных заведений по всей стране, передает RSpectr. Эксперты отмечают в школах нехватку современного оборудования, отсутствие цифровых стратегий и считают, что без внедренных цифровых технологий повышение квалификации учителей бессмысленно.

В первой волне исследований в 2020 году аналитики рассматривали 322 школы из 50 регионов России. Сейчас — 729 школ по всей стране.

Пандемия COVID-19 поставила школы в условия беспрерывной цифровизации. Однако методология создания в образовательных учреждениях инновационной среды пока остается проблемой. Доля учебных заведений, имеющих цифровые стратегии, в 2021 году составила 42% — на 2% меньше, чем в 2020. Школы не готовы самостоятельно создавать такие программы, им нужна помощь при подготовке документов, говорит президент «Образовательного союза» Наталья Булаева.

Сейчас во многих школах используют электронные журналы, расписания и дневники. Однако в ряде учреждений они по-прежнему не востребованы. Согласно результатам опроса, родители чаще учителей не видят необходимости в процессе цифровизации школьного образования.

В школах увеличилось количество дисциплин, при преподавании которых используются цифровые инструменты. К математике и информатике добавились биология, литература и обществознание.

Несколько образовательных онлайн-сервисов в 2021 году стали использоваться школами значительно чаще. Среди них сайты Учи.ру (показатель увеличился на 37%), Google Classroom (+25%), Дневник.ру (+17%) и Яндекс учебник (+16%).

При этом учителя сталкиваются с дефицитом цифровой дидактики и некачественным контентом, в результате чего им приходится тратить больше времени на подготовку к занятиям, отмечают в НИУ ВШЭ.

В 80% случаев для удаленного обучения российские школы используют Zoom. 95% школ пользуются бесплатным контентом.

Интерактивных досок в школах стало немного больше: в 2021 году показатель вырос до 78%, в 2020 году он составлял 69%. При этом чаще всего на школу приходится всего несколько экземпляров оборудования, это означает, что они есть не в каждом классе.

Эксперт «Виконт Сервис» Алексей Ганеев подчеркивает нехватку в школах технических ресурсов. Он напомнил, что последняя массовая поставка оборудования в школы по нацпроекту «Образование» осуществлялась 15 лет назад. Без практической работы с цифровыми технологиями повышение квалификации учителей не имеет смысла — их знания быстро устаревают, отмечает Ганеев.

С 2021 года начали действовать новые санитарные правила, которые запрещают использование в школах старых ламповых мониторов и экранов с маленькой диагональю. Но устаревшее оборудование все равно используется, отмечают исследователи.

Для успешного внедрения цифровых технологий школам нужна хорошая локальная Сеть. Среди опрошенных школ подключение к Wi-Fi есть у 51% — в прошлом году таких было 35%. Средняя скорость Wi-Fi в школах за год выросла с 29 Мб/c до 61 Мб/c.

Исследование показало, что школы в три раза чаще пользуются мобильным интернетом, а не Wi-Fi. Это связано с хорошим проникновением, которое обеспечили сотовые операторы.

В числе особенностей школьного Wi-Fi участники опроса называли недостаточную пропускную способность, низкую скорость и нестабильное подключение.

В 59% обследованных школ к Wi-Fi имеют доступ все, в 34% учреждений — только учителя и администраторы.

В апреле вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко пообещал, что к концу года интернет появится по всех российских школах. По его словам, скорость будет не ниже 50 Мбит/с для сельских школ и не ниже 100 Мбит/с для городских. В отдаленных и труднодоступных местностях, посредством спутниковой связи, – не менее 1 мегабит в секунду.

Среди трудностей перевода обучения в дистанционный формат исследователи выделили отсутствие опыта в удаленном обучении, неготовность к «удаленке» интернет-ресурсов и невысокую техническую оснащенность домашних рабочих мест.