Система интеллектуального анализа больших данных iFORA, разработанная ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, проанализировала около 260 тыс. документов из массива зарубежных и российских профессиональных СМИ за 2020–2021 гг. На основе анализа данных эксперты составили 15 трендов в глобальной электронной торговле.
Взаимодействие между продавцами и покупателями в последние годы постепенно смещается в онлайн-формат, одним из драйверов стала пандемия коронавируса.
Бурный рост онлайн-маркетплейсов
за 2020 г. совокупная валовая стоимость товаров 100 крупнейших мировых онлайн-площадок выросла на 29% до $2,68 трлн. Лидерами на рынке стали маркетплейсы владельцев крупных экосистем (Amazon, Alibaba и т.д.). Еще одно отличие лидеров – стремительное развитие логистики.
Строительство фулфилмент-центров
Экосистемные игроки строят такие объекты, чтобы хранить крупные партии товаров от поставщиков маркетплейсов. Центры помогают быстрее обрабатывать онлайн-заказы и отправлять их на сортировку.
Отказ от услуг агрегаторов и переход к модели direct-to-consumer
Даже некоторые известные бренды постепенно отказываются от услуг агрегаторов. Причина: в нежелании конкурировать с другими продавцами на одном маркетплейсе, в том числе – торгующими подделками, в стремлении лучше знать своих покупателей. Так, Nike прекратила работу с маркетплейсом Amazon и продает свои товары через свой сайт и специализирующихся на торговле одеждой и обувью партнеров (Foot Locker, Nordstrom и т.д.).
Изучение моделей поведения потребителей
Набирает силу тренд customer journey — модели поведения потребителя от решения совершить покупку до выбора конкретного товара и его оплаты. Такую стратегию реализуют преимущественно известные бренды. В то же время большинство компаний предпочитает сотрудничать с маркетплейсами.
Рост объема бесконтактных платежей
Из-за необходимости соблюдать социальную дистанцию и локдаунов даже в России вырос объем продаж. Платежный сервис «ЮKassa» отчитался о росте бесконтактных платежей за семь месяцев 2021 г. на 36%, оборот вырос в 2,4 раза, количество плательщиков – в 2,5 раза.
Доставка на парковку
Тренд curbside pickup в основном касается доставки на парковку крупногабаритного товара до багажника транспортного средства покупателя. Такую услугу с 2020 года оказывают сети «М. Видео» и «Эльдорадо».
Интеллектуальный анализ данных
Изучая «цифровой след» пользователя с помощью технологий искусственного интеллекта, продавец может максимально точно кастомизировать предложение под определенного клиента с учетом его потребностей, интересов и финансовых возможностей.
Продажа через стриминговые сервисы
Тенденция по продаже товаров и услуг в прямом эфире (live commerce) через такие площадки, как Facebook Live, Youtube Live и т.д. набирает обороты. Аналитики Wyzowl объясняют рост популярности live commerce тем, что 84% пользователей принимают окончательное решение о покупке, просмотрев видео о товаре
Другие мировые тренды
Многие поставщики разработали собственные мобильные приложения для заказа товаров, расширили возможности собственных сервисов доставки, добавив такие опции, как доставка «день-в-день».
Особенности российского ритейла
В России расширилось использование вендинговых аппаратов и Интернета вещей. Новыми для электронной коммерции стало использование виртуальных ассистентов (чат-ботов) и голосовых помощников.
По оценке аналитиков Markswebb, две трети всех клиентских запросов в банковской сфере, телекоме и онлайн-ритейле решают чат-боты. В России аткие канады используют Ozon, «Сима-ленд» и «Утконос».
«Во-первых, явно выросла значимость и вариативность сервисов доставки. Во-вторых, усиливается сегмент live commerce и связанные с ним явления: прямые продажи в соцсетях, в частности в формате стримингов, и продажи рекламных услуг, в том числе их более персонифицированная подача через привлечение известных личностей и других инфлюенсеров», – отметила Ольга Демидкина, ведущий эксперт Центра исследований цифровой экономики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.