На этой неделе сервисы Uber и DoorDash начнут предоставлять льготы своим сотрудникам в Калифорнии. Эти расходы они переложат на клиентов, повысив стоимость услуг, пишет газета «Financial Times» (FT).
В ноябре калифорнийские компании, представители gig economy («экономика временной занятости» — бизнес-модель, основанная на выполнении работ индивидуальными подрядчиками на краткосрочных договорах), отстояли право классифицировать своих сотрудников как независимых подрядчиков. Граждане Калифорнии проголосовали за принятие «предложения 22» — инициативы, которую продвигали Uber, Lyft и другие сервисы такси. На продвижение инициативы было потрачено около $200 млн — это была самая дорогая кампания в истории США.
Модель gig economy начала развиваться вместе с появлением таких компаний, как Uber, Lyft, DoorDash, AirBnB, BlaBlaCar и других подобных сервисов. Однако в сентябре сенат штата Калифорнии, в котором расположены офисы большинства таких компаний, принял специальный трудовой закон, по которому компании должны были оформить всех наемных работников в штат и обеспечить их минимальным соцпакетом. «Предложение 22» — это компромисс между сенатом и технологическими компаниями.
Вместо того, чтобы принимать временных сотрудников в штат, компании согласились предоставить своим работникам некоторые льготы, такие как субсидии на здравоохранение и страхование от несчастных случаев. Кроме того, компании обязались предоставить сотрудникам «гарантию минимального заработка» в размере 120% от минимальной заработной платы. Так, в 2021 г. минимальная почасовая ставка составит $15,6. При этом компании будут учитывать только «активные» часы в приложении, не считая, например, времени, которое водитель такси тратит на поиск заказа.
Чтобы компенсировать эти расходы, Uber с понедельника добавит до $1,50 к стоимости поездок и до $2 к стоимости доставки еды. Приложение для доставки еды DoorDash подтвердило, что со среды повысит плату за услуги, но не сообщило, на сколько.
Сервис такси Lyft, конкурент Uber, не сообщил о каких-либо дополнительных сборах. Компания по доставке продуктов Instacart также отказалась комментировать, повысит ли она цены на свои услуги.
Ни пассажиры, ни водители не должны нести дополнительные расходы на эти скудные льготы из-за миллиардных корпораций, сказала FT организатор Gig Workers Rising Шона Кларксон. «На самом деле преимущества, обещанные предложением 22, не предлагают рабочим реальной защиты в разгар этой смертельной пандемии», — отметила она.
Если программу льгот внедрят на всей территории США, расходы на ее оплату для Uber составят около $400 млн в год, подсчитали аналитики, опрошенные FT.