К 2030 г. половина всех медицинских консультаций должны проводится онлайн, следует из приказа Минцифры об утверждении методик расчета целевых показателей «Цифровой трансформации». Соответствующий документ в январе подписал замминистра цифрового развития Олег Пак. Об этом пишут «Ведомости».
Получать медицинскую помощь онлайн разрешили в 2018 г., когда вступил в силу закон «О телемедицине». Однако возможность оказания таких услуг согласно закону ограничена тем, что первичный прием и осмотр пациента врач должен провести очно.
До пандемии в 2019 г. за медицинской консультацией в городские и муниципальные медицинские учреждения по полису обязательного медицинского страхования (ОМС) обращались 93% граждан, следует из опроса ВЦИОМ.
Во время пандемии рынок телемедицины вырос рекордно. В 2020 г. онлайн-консультации получили более 5 млн человек, а число пользователей, зарегистрированных у провайдеров телемедицинских услуг, уже превышает 10 млн, сказала «Ведомостиям» гендиректор компании «Платформа «Третье мнение» (разрабатывает алгоритмы искусственного интеллекта для медицины) Анна Мещерякова.
Рынок медицинских услуг растет, россияне заинтересованы в получении качественной медицинской помощи, отметили в Минцифры. «Часто консультационную помощь нужно оказать гражданам, живущим в удаленных и труднодоступных населенных пунктах. Вместе с развитием телемедицинских сервисов будут развиваться и другие дистанционные сервисы, такие как оформление электронного рецепта на лекарственные препараты, открытие и закрытие больничных листов, а также оформление и получение электронных медицинских документов», — отметили в пресс-службе ведомства.
Есть все основания полагать, что к 2030 г. половина консультаций будет оказываться пациентам в онлайн-режиме, считает Мещерякова. «Показатель кажется достижимым, так как только пациентов с хроническими заболеваниями, которым не требуется постановка диагноза, в стране 31 млн человек. Значительная часть этих пациентов находится на диспансерном наблюдении, и большую часть коммуникаций с медиками и обмен информацией о показателях здоровья можно проводить дистанционно», — добавила она.
Еще сильнее вырос спрос на телемедицины в частных клиниках. Так, в сети «Медси» количество консультаций выросло на 300%. С помощью телемедицинской платформы «Медси – SmartMed» в 2020 г. было проведено свыше 35 000 консультаций, а сегодня база пользователей приложения SmartMed ежеквартально прирастает на 30%, рассказал директор по цифровой трансформации «Медси» Александр Пилипчук.