Теперь электронные изделия будут оценивать по ряду параметров, за каждый из которых начисляются баллы, сообщает Cnews. Итоговая сумма баллов покажет, может ли изделие попасть в реестр отечественного оборудования при Минпромторге. Госорганы при технических закупках должны ориентироваться на этот реестр. Документ ведомства, описывающий систему баллов и новые критерии, сейчас проходит антикоррупционную экспертизу, которая завершится 13 июля 2021 года.
В постановлении отмечается, что вычислительная техника, присутствующая сейчас в реестре, но не добирающая баллов по новым правилам, по-прежнему останется в реестре.
Особенность новых правил Минпромторга — отсрочка обязательного использования в вычислительной технике российского процессора до 1 января 2023 года. По нынешним правилам с этого года на отечественных процессорах должны были строится системы хранения данных (СХД) и портативные компьютеры массой не более 10 кг. С начала 2022 года — настольные ПК и моноблоки, устройства ввода или вывода, мониторы и проекторы, твердотельные накопители и материнские платы.
Нововведение Минпромторга предполагает, что получить «проходной балл» в реестр для оборудования до 2023 года можно и без российского процессора. Хотя его наличие дает немало баллов.
Гендиректор консорциума «Вычислительная техника» Светлана Легостаева объяснила, что по новой системе оценки процесс создания вычислительной техники поделили на разные технологические операции. Каждой операции присвоен определенный балл в зависимости от ее значимости и сложности. Для конкретного вида вычислительной техники устанавливаются определенные перечни технологических операций и количество начисляемых за них баллов. С каждым годом величина «проходного балла» будет увеличиваться. По мнению Легостаевой, это простимулирует предприятия осваивать новые технологии и применять отечественные компоненты.
Новые правила Минпромторга не вызвали энтузиазма у разработчиков СХД на российских процессорах, чья техника уже включена в реестр на основании старых правил. Гендиректор омского «Промобита» Максим Копосов в разговоре с CNews расценил разработанный Минпромторгом документ как «попытку отдельных компаний и организаций, объединяющих такие компании, протоптать себе дорожку в реестр российской электроники в обход требований по использованию российского центрального процессора».
Копосов считает, что получить проходной балл можно просто доработав полностью иностранное изделие. «Для этого достаточно изготовить и разместить в СХД какую-либо (возможно даже бесполезную) печатную плату (от 10 до 50 баллов). Например, управляющую миганием дополнительных светодиодов и вращением дополнительных вентиляторов, использующую два российских микроконтроллера (по 40 баллов за каждый), подключаемую российской кабельной сборкой (5 баллов), записать (5 баллов) написанное в России встроенное микропрограммное обеспечение (20 баллов), осуществить сборку, монтаж и тестирование (10 баллов). И «вуаля» — получаем от 130 до 170 баллов, которых достаточно для попадания в реестр», — объяснил Копосов.
Разработчики «Норси-транс» считают, что новый проект постановления противоречит смыслу ранее установленных правил импортозамещения в сфере вычислительной техники. «Открывается возможность для экспансии иностранной радиоэлектроники в Россию, что очевидно не будет способствовать ни развитию экономики, ни укреплению позиции отечественной радиоэлектроники на мировом рынке», — сказали Cnews в компании.
Директор по развитию бизнеса «Байкал электроникс» Виталий Богданов считает, что новая балльная система могла бы дать производителям оборудования свободу, они могли бы выбрать, с чего начать локализацию производства. Но с 2023 года использование российского процессора все равно станет обязательным, а это совсем скоро. Чтобы иметь к этому времени готовое отечественное решение, производителям надо начинать работу сейчас.
Гендиректор консорциума «Отечественные микропроцессоры и платформы» Константин Трушкин отмечает, что разрешение использовать импортные процессоры приведет к тому, что российские процессоры окажутся невостребованными. С его точки зрения, сдвиг запрета на 2023 год не решит ни одной проблемы, а лишь ослабит российскую радиоэлектронную промышленность и убедит участников рынка, что можно и дальше успешно саботировать поручения президента.