Page ID: 2749
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Мир данных

Роботы присматривают за людьми

Фото: East News

Все чаще можно услышать опасения, что заменив людей, роботы лишат их работы. Японский опыт по использованию роботов в домах престарелых показывает, что их использование улучшает ситуацию с «текучкой» кадров среди персонала, и позволяет избавить сотрудников от тяжелого малооплачиваемого труда

Точки зрения на роботов в экономических текстах и популярных теориях полярны. Одни представляют себе унылую антиутопию, где роботы и машины лишают людей работы или бесконечно снижают уровень заработной платы (Бринолфссон и Макафи, 2014), усугубляют неравенство и способствуют появлению новых «болезней отчаяния» (Кейс и Дитон, 2020; Маллиган, 2021). Но другие верят, что роботы олицетворяют инновационные технологии и потому могут повышать производительность, а также освобождать людей от монотонной изматывающей работы и компенсировать нехватку кадров, обусловленную старением населения. Такие демографические проблемы особенно характерны для стран с высоким уровнем дохода и низким коэффициентом рождаемости (например, страны ОЭСР: в 18 из 36 входящих в ее состав стран к 2055 г. прогнозируется снижение рождаемости). В таких странах растет коэффициент демографической нагрузки, снижается доля экономически активного населения, а также возникают проблемы, связанные с необходимостью обслуживания все большего числа пожилых.

 

Демографическая ситуация и борьба двух разных представлений о роботах
Один из популярных страхов, связанных с роботизацией - потеря работчих мест людьми // Yomiuri Shimbun/Associated Press/East News

Конечно, демографическая специфика может объяснить различия в разработке и внедрении технологий роботизации и автоматизации в разных странах (Эйсмоглу и Рейстрепо, 2018; Преттнер и Блумб 2020). Вэриен (2020) утверждает, что даже в регионах США с самым молодым населением сокращение рабочей силы из-за старения кадров на протяжении еще многих лет сможет компенсировать снижение спроса на персонал вследствие автоматизации (естественно, после восстановления пострадавшего от пандемии рынка). Более позитивный сценарий роботизации предусматривает использование этой технологии также в больницах, домах престарелых и других учреждениях здравоохранения, для поддержки телемедицины и обеспечения физического дистанцирования, направленного на защиту пожилого населения во время эпидемий, такой как COVID-19, или будущих, например, гриппа.

Некоторые эмпирические исследования подтверждают вероятность неблагобриятного влияния роботизации на занятость и уровень зарплат (см.: Эйсмоглу и Рейстрепо, 2020; Даут и др., 2017; Диксон и др., 2019, Бессен, 2019). В то же ощущается явная нехватка научных исследований, позволяющих всесторонне оценить возможности применения роботизированных технологий для оказания услуг пожилому населению (например, по долгосрочному уходу).

 

Как японцы стали первопроходцами

Возможно, имеет смысл обратиться к опыту Японии, население которой сокращается, доля пожилых граждан растет, присутствует неприятие масштабной иммиграции, а вместе с тем, страна достигла высокого уровня мастерства в области робототехники и автоматики. Соглашаясь с тем, что роботы едва ли могут выполнять задачи, требующие эмпатии и высокой ловкости, японские инженеры первыми начали использовать их для компенсации нарастающей нехватки кадров в сфере продолжительного ухода – в частности, для обеспечения базовых потребностей человека: таких как прием пищи, использование туалета, водные процедуры. По официальным прогнозам, к 2025 г. нехватка квалифицированных сиделок составит 380 000 человек (MHLW 2017): в частности, потому что такие работники часто испытывают физические проблемы, например, боли в пояснице, при том что их зарплаты редко превосходят минимальную ставку.

В связи с вышесказанным Япония начала активно продвигать разработку и использование роботов в секторе долгосрочного ухода. Государственный план роботизации направлен на увеличение доли людей, заинтересованных в применении роботов-сиделок с 60 до 80%. Местные органы самоуправления предлагают субсидии для внедрения роботов в домах престарелых. В большинстве префектур государство предлагает компенсировать 50% стоимости внедрения роботов (до 100 000 йен / 1000 долларов США за одну роботизированную единицу) (METI 2015). Согласно отчету Министерства финансов Японии за 2018 г., такие субсидии предлагают 36 из 47 префектур.

В среднестатистическом доме престарелых работает порядка 80 человек, включая 42 сиделки и 8 медсестер. Большинство сотрудников (66%) работают на полную ставку за зарплату. Около трети таких учреждений сталкивается с проблемой удержания сотрудников.

Только за 2017 г. доля японских домов престарелых, использующих роботов для выполнения каких-либо задач, увеличилась с 17,6% до 26%. 14,9% учреждений используют роботов, чтобы следить за состоянием своих подопечных: встали ли они с постели, не упали ли они, не нужна ли им помощь. Также распространены роботы, помогающие изменять положение пациентов (7,7%); помогающие пациентам перемещаться, посещать туалет и совершать водные процедуры (5,3%); роботы-собеседники, предназначенные для повышения комфорта и взаимодействия (2,8%).

Кроме того, нам удалось установить связь между роботизацией учреждений по уходу и их укомплектованностью кадрами: в домах престарелых, где используется труд роботов, численность штата оказалась на 3-8% выше, чем у их коллег, отказывающихся от применения роботов. Также для роботизированных центров характерен более высокий уровень качества, их менеджеры по персоналу на 10% дружелюбнее, чем в других местах, и в них применяют больше усилий по повышению заработной платы для удержания сотрудников.

 

Понимание взаимосвязи
Смогут ли роботы полноценно заботиться о людях? // Unsplash

Чтобы понять причинно-следственные связи между роботизацией и кадровым обеспечением, мы рассматривали предлагаемые префектурами субсидии на внедрение роботов как инструментальную переменную. Запланированное в 2017 г. число роботов на один дом престарелых в значительной степени предопределило скорость их внедрения. Распространенное опасение о вытеснении роботами специалистов-людей не оправдалось: наоборот, использование роботизированной техники разгрузило сиделок и медсестер, тем самым улучшив условия их работы.

Важный момент: роботизация привела к увеличению числа работающих на неполную ставку сотрудников. Количество частично занятых сиделок выросло в два раза, и также значительно увеличилось число работающих по совместительству медсестер. Число постоянных сотрудников правда сократилось, но на величину в пределах статистической погрешности.

Япония сильно заинтересована в использовании труда иностранных граждан. На протяжении долгого времени страна не поощряла масштабную иммиграцию, однако в последнее время в этом отношении наблюдаются послабления, в частности, призванные компенсировать нехватку кадров по долгосрочному уходу. Дома престарелых, где используется помощь роботов, чаще нанимают иностранных граждан на работу и планируют нанимать их впоследствии. Впрочем, наше исследование не выявило взаимосвязи между этими факторами.

Что касается размера заработной платы, внедрение роботов привело к небольшому уменьшению ежемесячного жалованья медсестер, в особенности – работающих на полную ставку. Зарплата сиделок снизилась не так заметно, как у медсестер (возможно, дело в том, что труд сиделок часто оплачивается по минимальной ставке, поэтому их зарплатам просто некуда уменьшаться). В определенной степени уменьшение зарплаты медсестер может быть связано с сокращением объема работы в ночное время: специализированные роботы вместо них совершают ночные обходы и следят за состоянием пациентов. Также это может быть обусловлено переходом большинства медсестер на частичную занятость – в соответствии со стратегией правительства и министерства здравоохранения, труда и социального развития Японии, ориентированной на повышение гибкости трудоустройства.

И наконец, внедрение роботов снизило риск проблем с удержанием персонала, поскольку роботы заметно разгрузили как сиделок, так и медсестер.


Нужны дополнительные исследования

Таким образом, одно из первых исследований в сфере обслуживания подтверждает, что внедрение роботов расширяет возможности трудоустройства для непостоянно занятых специалистов по уходу, помогает решить проблему «текучки» в домах престарелых, а также обеспечивает большую гибкость трудоустройства (Эгглстон и др., 2021). Собранные доказательства подтверждают, что внедрение технологий, которые у многих стран вызывают опасения, действительно может помочь с решением социальных и экономических проблем, обусловленных старением населения. Более того, государственные органы с большой долей вероятности подключатся к процессу, чтобы урегулировать возможные неблагоприятные последствия внедрения инновационных технологий (Ли и др., 2019). Сейчас сектор обслуживания находится на раннем этапе роботизации, поэтому исследователям и законодателям необходимо контролировать и повторно оценивать роль роботов в системе трудоустройства: следить, где они помогают специалистам-людям, а где – вымещают их; оценивать, как их применение сказывается на зарплатах, качестве и результатах обслуживания; расширять меры социальной поддержки.


Источник / Перевод В.Макогоненко

Карл Эгглстон

директор программы исследований политики здравоохранения в Азии Азиатско-тихоокеанского исследовательского центра Шоренстейна