Конечно, демографическая специфика может объяснить различия в разработке и внедрении технологий роботизации и автоматизации в разных странах (Эйсмоглу и Рейстрепо, 2018; Преттнер и Блумб 2020). Вэриен (2020) утверждает, что даже в регионах США с самым молодым населением сокращение рабочей силы из-за старения кадров на протяжении еще многих лет сможет компенсировать снижение спроса на персонал вследствие автоматизации (естественно, после восстановления пострадавшего от пандемии рынка). Более позитивный сценарий роботизации предусматривает использование этой технологии также в больницах, домах престарелых и других учреждениях здравоохранения, для поддержки телемедицины и обеспечения физического дистанцирования, направленного на защиту пожилого населения во время эпидемий, такой как COVID-19, или будущих, например, гриппа.
Некоторые эмпирические исследования подтверждают вероятность неблагобриятного влияния роботизации на занятость и уровень зарплат (см.: Эйсмоглу и Рейстрепо, 2020; Даут и др., 2017; Диксон и др., 2019, Бессен, 2019). В то же ощущается явная нехватка научных исследований, позволяющих всесторонне оценить возможности применения роботизированных технологий для оказания услуг пожилому населению (например, по долгосрочному уходу).
Как японцы стали первопроходцами
Возможно, имеет смысл обратиться к опыту Японии, население которой сокращается, доля пожилых граждан растет, присутствует неприятие масштабной иммиграции, а вместе с тем, страна достигла высокого уровня мастерства в области робототехники и автоматики. Соглашаясь с тем, что роботы едва ли могут выполнять задачи, требующие эмпатии и высокой ловкости, японские инженеры первыми начали использовать их для компенсации нарастающей нехватки кадров в сфере продолжительного ухода – в частности, для обеспечения базовых потребностей человека: таких как прием пищи, использование туалета, водные процедуры. По официальным прогнозам, к 2025 г. нехватка квалифицированных сиделок составит 380 000 человек (MHLW 2017): в частности, потому что такие работники часто испытывают физические проблемы, например, боли в пояснице, при том что их зарплаты редко превосходят минимальную ставку.
В связи с вышесказанным Япония начала активно продвигать разработку и использование роботов в секторе долгосрочного ухода. Государственный план роботизации направлен на увеличение доли людей, заинтересованных в применении роботов-сиделок с 60 до 80%. Местные органы самоуправления предлагают субсидии для внедрения роботов в домах престарелых. В большинстве префектур государство предлагает компенсировать 50% стоимости внедрения роботов (до 100 000 йен / 1000 долларов США за одну роботизированную единицу) (METI 2015). Согласно отчету Министерства финансов Японии за 2018 г., такие субсидии предлагают 36 из 47 префектур.
В среднестатистическом доме престарелых работает порядка 80 человек, включая 42 сиделки и 8 медсестер. Большинство сотрудников (66%) работают на полную ставку за зарплату. Около трети таких учреждений сталкивается с проблемой удержания сотрудников.
Только за 2017 г. доля японских домов престарелых, использующих роботов для выполнения каких-либо задач, увеличилась с 17,6% до 26%. 14,9% учреждений используют роботов, чтобы следить за состоянием своих подопечных: встали ли они с постели, не упали ли они, не нужна ли им помощь. Также распространены роботы, помогающие изменять положение пациентов (7,7%); помогающие пациентам перемещаться, посещать туалет и совершать водные процедуры (5,3%); роботы-собеседники, предназначенные для повышения комфорта и взаимодействия (2,8%).
Кроме того, нам удалось установить связь между роботизацией учреждений по уходу и их укомплектованностью кадрами: в домах престарелых, где используется труд роботов, численность штата оказалась на 3-8% выше, чем у их коллег, отказывающихся от применения роботов. Также для роботизированных центров характерен более высокий уровень качества, их менеджеры по персоналу на 10% дружелюбнее, чем в других местах, и в них применяют больше усилий по повышению заработной платы для удержания сотрудников.
Понимание взаимосвязи