В чем проблема
То, как регулируются ПУД и самоуправляемые транспортные средства, в конечном счете, определяется тем, где их предполагается использовать. По мере того как регуляторы начинают задумываться, каким образом они должны выдавать разрешения на использование наземных роботов, важное значение для создания согласованных регуляторных рамок приобретают четкие способы классификации ПУД и их отличий от транспортных средств. Общественное пространство по своей сути является общим, и любое коммерческое использование общественного пространства должно быть тщательно продумано, чтобы обеспечить его использование с выгодой для общества и в гармонии с потребностями граждан.
Использование общественного пространства — это компромисс, и растущий сектор доставки уже создает напряженность. Недавнее исследование Университета Джорджа Мейсона и лаборатории мобильности транспортных средств доставки в Арлингтоне, штат Вирджиния, показало, что 73% автомобилей доставки останавливаются в не предназначенных для остановки местах, перекрывая велосипедные дорожки, пешеходные переходы и доступ к пожарным гидрантам. Хотя внедрение ПУД может помочь сократить количество таких нарушений и уменьшить заторы, регуляторы также должны учитывать то, как повлияет внедрение этих устройств на пешеходные пространства.
Необходимы рекомендации
Для решения этой проблемы Всемирный экономический форум разработал классификатор, который позволит отнести транспортные средства и ПУД к разным сегментам, и предложил для каждого из них подкатегории, которые согласуются с существующими конвенциями в законах о дорожном движении.
Эта таксономия, разработанная с помощью сообщества нашего проекта Safe Drive Initiative, определяет две категории верхнего уровня:
Автоматизированные транспортные средства доставки. Эти дорожные транспортные средства оснащены датчиками и программным обеспечением, позволяющим им передвигаться автономно без вмешательства извне. Эти транспортные средства работают на дорогах общего пользования и перевозят товары, но не пассажиров.
Персональные устройства доставки. Эти наземные роботы разработаны специально для доставки грузов. Они не используют дороги общего пользования в полной мере.
Кроме того, в этой таксономии мы предлагаем подход к созданию подкатегорий ПУД в соответствии с их профилем риска, который зависит от их скорости и веса. Как и в случае с другими транспортными средствами, то, где они используются и как быстро они движутся, будет иметь прямое влияние на риск, который эти транспортные средства представляют для пешеходов и других участников дорожного движения.
Грядущие перемены
Мы ожидаем, что разнообразие и способы использования ПУД будут увеличиваться по мере совершенствования технологии и подтверждения бизнес-моделей. В этом случае таксономия и ее подкатегории будут расширяться вместе с этим растущим сектором.
По мере углубления и расширения определений, регуляторам и сообществам будет легче устанавливать лучшие практики, стандарты и дополнительные законы, которые удовлетворят их потребности.
Конечно, перемены не произойдут в одночасье; транспортное регулирование, особенно когда оно пересекается с городским планированием, и переосмысление последствий изменения использования общественных пространств, создают сложный ряд компромиссов, поскольку преимущества этих новых решений доставки рассматриваются наряду с издержками для общества, с которым они делят пространство.
Тем не менее, четкие термины и категории для этих роботов и транспортных средств станут важным первым шагом к нахождению баланса между рисками и потенциальными выгодами этих новых технологий. В условиях продолжающейся пандемии COVID-19, усиливающей сдвиг потребительского спроса к новым решениям и услугам доставки, регуляторы должны действовать быстро и сделать так, чтобы разработанные и внедренные решения приносили гражданам пользу.