– Не приведет ли развитие экосистем к монополизации рынка?
– Такая опасность существует, но, несмотря на растущую монополизацию, лидеры все-таки меняются. Новые игроки могут захватить существенную часть рынка в своей узкой нише, допустим, производство смешных видео, как TikTok. После чего они начинают распространяться на другие рынки – тот же TikTok сейчас активно выходит в бизнес, используется для маркетинга.
То есть принцип «победитель получает все» на самом деле не означает, что выигравший окажется на пьедестале навсегда. Его может потеснить другой игрок. Часто это происходит благодаря субсидированию одной из сторон рынка. Компании доплачивают одним пользователям, собирая критическую массу, причем не обязательно деньгами. Затем извлекают выгоду и получают деньги с других пользователей – например, с рекламодателей. И эти особенности очень важно учитывать, особенно когда речь идет о регулировании.
– Какие тренды вы видите на рынке цифровых платформ?
– В последние год-два на рынке сформировались два важных тренда. Еще недавно, говоря о цифровых платформах, мы имели в виду В2С. Сейчас все больше и больше появляется В2В-платформ, что очень важно для экономики, ведь доля этого сегмента в ней значительно выше.
Второй тренд – усиление регулирования платформ и экосистем.