– Готовы ли отечественные производители предлагать и разрабатывать требуемые программные продукты?
– Разработчики однозначно есть. Но сегодня практически на всех цифровых конференциях вопросом номер один стоит кадровый вопрос. Кадров не хватает. Существует также проблема с запретом на доступ к программным продуктам, с помощью которых происходит планирование, управление разработкой. Блокируются библиотеки открытого кода. Однако за последнее время была накоплена достаточная база для отечественных разработчиков, и отечественные производители находят решения при создании программных продуктов. Остается только выявить критические места и отсутствующие продукты, сформировать на них заказ и выпустить на рынок качественное программное обеспечение. Одной фразой: производители готовы, но им необходимо помочь, и это тоже задача цифровой экосистемы.
– Получается, что сейчас почти любой поставщик может предложить какое-то решение и получит шанс попробовать свои силы? Или все-таки какой-то фильтр существует?
– Если мы говорим о размещении программных продуктов на витрине цифровой экосистемы и ММПП, то, чтобы исключить присутствие случайных решений, мы в рамках экспертной группы по акселерации модульной платформы при АНО «Цифровая экономика» выработали критерии отбора типовых решений. В экспертной группе участвовали представители Минпромторга и Минцифры России, региональных органов власти, а также бизнес-ассоциаций и представителей отраслевого промышленного сообщества. Эти критерии мы используем в качестве точки входа. Они позволяют нам формировать качественный каталог решений с установленным влиянием на повышение эффективности и производительности труда, а также соответствующих критериям, налагаемым на отечественный продукт (реестр отечественного ПО).
– Крупные цифровые решения, которые существуют у корпораций, легко адаптируются для задач малого и среднего бизнеса?
– Проблема действительно существует. Многие программные продукты, которые создавались в ряде корпораций, например в «Ростехе» или в «Росатоме», 7 или 10 лет назад, были призваны в первую очередь помочь именно отраслевому развитию, направленному на создание конкретного вида продукции и учитывающему конкретные сложные бизнес-процессы, которые складывались десятилетиями. По большей части это сложные неотделяемые продукты. Такие программные продукты сложно быстро доработать под потребности общего рынка и довести до практической масштабируемости или сделать модульными или коробочными в краткосрочной перспективе.
Однако с каждым годом команды при создании цифровых решений все больше ориентировались на современные подходы к разработке и масштабируемости конечного продукта внутри группы компаний. Появились цифровые стратегии трансформации, многие команды сертифицировались по разным направлениям, внедрили agile-подходы, используют библиотеку ITIL. Появилась внутренняя конкуренция, определяющая внутреннего лидера.
Как следствие, ряд решений, в том числе разработанных в таких компаниях, как «Ростех», «Росатом» или РЖД, уже применимы на открытом рынке.
Однако массового потока цифровых решений от крупных корпораций на коммерческий рынок пока не замечено. Но такой задачи перед корпорациями никто не ставил. Основная ориентация – это выполнение гособоронзаказа и непрерывность выполнения отраслевых обязательств, а не разработка коммерчески привлекательного программного обеспечения. Но отмечу тенденцию, что стандарты разработки универсальных программных продуктов уже сложились, и сейчас эти решения на очень высоком, качественном уровне выходят на рынок.
– Какие решения по импортозамещению последнего года или полугода вам показались важными?
– Прежде всего это решение создать универсальную модульную платформу для поддержки участников рынка в поиске релевантного программного продукта, а также в содействии производителю при формировании заказа на продукт.
При импортозамещении в первую очередь необходимо говорить не про мелкие продукты, а крупные аналоги того, что делают SAP, Siemens, Oraclе и прочие.
В этой связи отмечу решения, с которыми в последнее время столкнулся более плотно, таких компаний, как «Топ Системы», «Аскон», «Нанософт». Не стоит забывать про продукты отечественных гигантов, в частности про «1С». Усилия всех компаний сейчас направлены в том числе на доработку и замещение тех классов программных продуктов, доступ к которым Россия потеряла.
– Есть ли цифры, сколько программных продуктов надо заместить?
– Это сложный вопрос. Пока нет единой методологии, позволяющей определить каждый программный продукт, который требует замещения. Допустим, надо ли считать таким продуктом Windows или Microsoft Office? Этими решениями пользуется, наверное, каждая бизнес-единица, но однозначного ответа, нуждаются ли они в повсеместном замещении отечественным аналогом с учетом его степени зрелости, нет. Тем не менее существует критическая информационная инфраструктура и критерии безопасности, налагаемые на нее. В рамках работы по замещению программных продуктов для нее и вырабатывается позиция о видах и типах ПО к замещению.
– Какие, по-вашему, должны быть меры поддержки со стороны государства?
– Важно, что на сегодняшний день федеральные органы власти понимают, что нельзя отпускать разработчиков в одинокое плавание по поиску капитальных затрат. И готовят совместно с бизнесом соответствующие меры поддержки разработчиков и потребителей.
Решения о поддержке должны быть комплексными. Понятно, что программы льготного кредитования будут реализовываться и далее. Но государство также предпринимает шаги, которые способствуют концентрации внутренних ресурсов компаний-разработчиков. Например, это возможность снижения налогооблагаемой базы. Предприятиям предоставляют налоговые льготы, и они могут перераспределить внутренний ресурс, которым уже располагают без привлечения дополнительных займов или могут влиять на уровень заработной платы сотрудников в дефицитной области.
Те шаги, которые реализует сегодня Минцифры России для поддержки ИТ-предприятий, должны эффективно повлиять на развитие компаний в ближайшем будущем. А Минпромторг России совместно с ЦТП в рамках создаваемой цифровой экосистемы суммирует все вышеперечисленные запросы и реализует их в виде поддержки участников процесса импортозамещения и цифрового развития в стране.