Page ID: 89567
Is Industry:
Is Category:
Query IDs:
Лидеры

Ольга Ускова: «Цифровизация АПК определит качество жизни на Земле»

Цифровая трансформация сельского хозяйства, из-за вероятных угроз для продовольственной безопасности, в ближайшее время определит уровень качества жизни на Земле. Так считает Ольга Ускова, основатель и президент группы компаний Cognitive Technologies, генеральный директор международного разработчика систем искусственного интеллекта для беспилотного транспорта Cognitive Pilot. По ее словам, отечественные технологии готовы помочь в цифровизации как российского агропромышленного комплекса (АПК), так и зарубежных рынков.

Какие итоги деятельности Cognitive Pilot за 2021 год? Довольны ли вы результатом?

Результатом довольны. 2021 год стал для нас ударным и в чем-то даже экзаменационным, потому что именно в прошлом году мы завершили наладку и успешно запустили серийное промышленное производство наших решений на фабрике Cognitive Pilot в Томске. То есть мы перешли от выпуска десятков и сотен программно-аппаратных комплексов – к тысячам единиц. А в рамках совместных с Минпромторгом России сквозных проектов начали активную работу по импортозамещению и производству целого ряда приоритетных электронных и радиокомпонентов, аппаратуры и датчиков.

Также осенью прошлого года, совместно с Петербургским тракторным заводом, мы дали старт проекту перевооружения отрасли сельского хозяйства, в рамках которого рассчитываем выпустить более 10 тысяч умных тракторов с системой автопилота на базе искусственного интеллекта Cognitive Agro Pilot.  

Важным для нас стало и открытие официального представительства на территории США, в Хьюстоне, и получение разрешения на продажу нашего решения в шести ключевых для нашего бизнеса штатах: Делавэр, Техас, Северная Дакота, Индиана, Кентукки и Огайо.

Также в прошлом году мы успешно сдали и передали нашему партнеру FITSCO очередную партию систем активной помощи водителю трамвая Cognitive Tram Pilot и приступили к тестированию полностью автономной версии системы.

И еще много различных больших и малых побед произошло на протяжении года. Я очень довольна результатом, но еще больше я довольна нашей командой. Сейчас это уже забывается, но 2021 год был очень сложным годом, годом обостренных пандемийных ограничений и предельно усложненной логистики. И вот такое вот эффективное масштабирование бизнеса в 2021 году стало для нас полезной тренировкой перед не менее сложным 2022-м годом.

– Как, по-вашему, должна проходить цифровая трансформация сельского хозяйства? Какая роль цифровых платформ? Искусственного интеллекта? Интернета вещей?

Цифровая трансформация сельского хозяйства сейчас, по факту, будет определять уровень качества жизни на Земле. Вопрос продовольственной безопасности в мире сейчас встал острее, чем топливный. Поэтому и индекс конкурентоспособности для сельскохозяйственных систем уже вырос на порядок, а конкурентность всегда определяется способностью воспринимать новые технологии и интенсифицировать свое производство.

Мы рассматриваем системы искусственного интеллекта для сельскохозяйственной техники как базовое ядро для трансформации всей агросферы. Помимо того что эти системы занимаются управлением техники и навесными агрегатами, то есть роботизируют тяжелейший ручной процесс обработки непосредственно поля, они еще и ежесекундно собирают видеоинформацию по состоянию земли, растений, погоды и людей, которые вовлечены в процесс сельхозпроизводства.

На базе всей этой многочисленной информации естественным образом наращиваются дополнительные приложения, связанные с совершенно разными направлениями: обработкой и удалением сорняков, посевом и удобрением, оптимизацией работы людей, включая предупреждение о неправомерных хищениях, и т. д. Всё это базируется на получении точной информации по состоянию дел. Мы всю эту информацию собираем в облако для дальнейшей обработки. Фактически эта информация является основой для построения уникальных цифровых приложений и полной автоматизации всего процесса сельхозработ.

– Кто должен стимулировать процессы цифровой трансформации в сельском хозяйстве? Какая роль у государства? Какая у бизнеса?

Поскольку сельское хозяйство сейчас является достаточно высокодоходным производством, здесь сами фермеры являются активными участниками этого процесса, и они сами охотно внедряют прогрессивные технологии.

Безусловно, подключение государства резко ускорит процессы роботизации, модернизации и автоматизации хозяйств. Ключевым вопросом, конечно, является построение эффективной финансово-кредитной системы для удобства фермерских расчетов: например для того, чтобы можно было уже сегодня поставить всю технику на поля, и постепенно фермер расплачивался бы в удобном для всех сторон графике.

Также целесообразна разработка мер поддержки на базе существующих финансовых инструментов. Основная цель – дать возможность максимальному количеству фермеров опробовать новые инновационные продукты посредством частичной компенсации их затрат на ограниченном по времени периоде.

Востребована будет помощь государства также в экспортно-импортных операциях, с учетом осложненной международной ситуации, и в построении сквозных цепочек, увязанных в единый проект. Это когда производители техники, производители высоких технологий и непосредственно сами агрохозяйства на полях работают синхронно и едино. То есть важно, чтобы от старта до результата проекта были учтены все участники процесса.

– Способна ли Россия стать одним из лидеров мирового рынка беспилотного транспорта? Что для этого нужно?

Однозначно способна. Мы сами попробовали это сделать в достаточно узкой нише и за три года добились лидирующего превосходства. Два года подряд мы выигрываем первое место в международной премии AgTech Breakthrough Awards – в 2020 году в номинации «Инновация года в области уборки урожая», а в 2021 году в категории «Компания года в области робототехники для сельского хозяйства». А в начале этого года Cognitive Pilot стала лауреатом премии European Enterprise Awards в номинации «Лучшее глобальное ИИ-решение в отрасли сельского хозяйства». 

«Цифровая трансформация сельского хозяйства сейчас, по факту, будет определять уровень качества жизни на Земле. Вопрос продовольственной безопасности в мире сейчас встал острее, чем топливный. Поэтому и индекс конкурентоспособности для сельскохозяйственных систем уже вырос на порядок, а конкурентность всегда определяется способностью воспринимать новые технологии и интенсифицировать свое производство».

Ольга Ускова, генеральный директор Cognitive Pilot

Я считаю, что технологическая база у российских разработчиков абсолютно конкурентоспособная и во многом превосходит зарубежные решения. Мы на текущий момент уже перешли к серийным решениям и построению промышленных линий. И вот здесь опять появляется существенная роль государства по юридической работе, по построению законодательных изменений, по регулированию этих высокотехнологичных продуктов в новой для всех отрасли.

Почему вы делаете ставку на автопилот для сельхозтехники и железнодорожного транспорта?

Задача построения полностью беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования — это одна из сложнейших и самых интересных задач современности. Мы занимаемся ею с 2012 года, занимаемся успешно и продолжаем R&D-работы и сейчас. И важно, что мы уже довели свои разработки до практики. У нас были контракты с ведущими международными компаниями и поставщиками интеллектуальных автомобильных компонентов. Плотно работая в этом секторе, мы поняли изнутри, как это все работает. Конкуренция между автопроизводителями сильнейшая и рынок очень консервативен. Также он достаточно узкий с точки зрения клиентов и низкомаржинальный из-за высокой конкуренции производителей. А самое важное, что он пока еще очень ограничен с точки зрения правовых режимов. Отраслевые эксперты со всего мира на автомобильных мероприятиях все дальше и дальше переносят свои прогнозы по срокам появления беспилотных автомобилей.

«У нас были контракты с ведущими международными компаниями и поставщиками интеллектуальных автомобильных компонентов. Плотно работая в этом секторе, мы поняли изнутри, как это все работает. Конкуренция между автопроизводителями сильнейшая и рынок очень консервативен».

Ольга Ускова, генеральный директор Cognitive Pilot

Поэтому мы сделали выбор в пользу рынков рельсового транспорта и сельскохозяйственной техники, которые не так обременены ограничениями и где мы, как я уже говорила, достигли заметных лидирующих позиций, которые требуют от нас максимальной сосредоточенности. Рынки эти достаточно большие и привлекательные: в сельском хозяйстве, по оценке экспертов, объем рынка искусственного интеллекта вырастет к 2030 году до $68 млрд, а в железнодорожной сфере – до $52 млрд.

Считаете ли вы перспективными такие типы беспилотников, как роботакси, фуры, промышленные самосвалы с автопилотом?

Я думаю, что на ближайшее десятилетие наиболее перспективные рынки – это беспилотные промышленные самосвалы и караваны фур для грузоперевозок. Мы тоже готовы выходить на эти рынки и уже проводили успешные эксперименты в этом направлении, но опять же все упирается в законодательство в части дорог общего пользования.

Как вы считаете, когда автопилот будет массовым в транспорте для сельского хозяйства, на железнодорожном транспорте, в легковых автомобилях и грузовиках?

В сельском хозяйстве и железнодорожном транспорте он уже массовый. За прошедшие два сельхозсезона мы оснастили нашей системой Cognitive Agro Pilot более 800 комбайнов, которые в автономном режиме обработали свыше 750 тысяч га площадей. Также сейчас совместно с Петербургским тракторным заводом запускаем серийное производство «Кировцев» серии К-7М, оснащаемых нашими системами автопилотирования. Кстати говоря, это первый в мире проект серийного выпуска беспилотных тракторов для массового коммерческого использования.

Что касается беспилотных легковых автомобилей, то они появятся еще лет через 15. Появление фур возможно с 2026 года, но это будет сильно зависеть от законодательных изменений и от активности самих производителей грузовиков.

Поделитесь, пожалуйста, планами развития на 2022 год. Какие страны еще планируете покорить? Какие рынки завоевать?

2022 год для нас – это как раз год перевода нашего проекта по тракторам в серию. Причем не только в России, но это и международная экспансия. В первую очередь – на рынках США и Латинской Америки.

Также в этом году мы будем дальше масштабировать наш «трамвайный» проект в Шанхае и Санкт-Петербурге, где мы уже выиграли конкурс на оснащение более 50 трамваев производства ПК «Транспортные системы» программно-аппаратным комплексом Cognitive Tram Pilot. Так что уже в самое ближайшее время Санкт-Петербург станет первым в России городом, где трамваи ездят с мозгами и глазами.

Надеюсь, что пример Северной столицы по оснащению трамваев искусственным интеллектом для повышения безопасности движения и пассажиров быстро распространится и на другие крупные города внутри страны.